Рубль, нефть и легкая паника. Как коронавирус повлиял на мировую экономику

Автор фото: Алена Марченко, фото: vostock-photo

Мировые рынки начали реагировать с момента появления первых громких новостей о погибших от коронавируса. Особенно чувствительными зонами оказались котировки нефти, а также акции компаний, играющих на азиатских рынках. Эксперты при этом отмечают, что новости о вирусе очень неудачно совпали с политическими событиями — громкими заявлениями и обсуждениями на форуме в Давосе и инициированием импичмента Дональду Трампу.

В понедельник, 27 января, отреагировал и курс рубля, который упал на 80 копеек по отношению к доллару. При негативном сценарии распространения коронавируса эксперты прогнозируют также снижение цены нефти марки Brent ниже $60 за баррель.
Пока единственным рынком, который демонстрирует рост на фоне новостей о заболевших, оказался фармацевтический. Подробнее — в материале dp.ru.

Профит фармацевтов

По последним данным, число погибших от коронавируса в Китае выросло до 80 человек. По информации Reuters, 20 человек умерли в течение последних суток в китайской провинции Хубэй, где в городе Ухань началась вспышка эпидемии. Еще четверо умерли в других регионах Китая.
Заболевание подтверждено у 2,7 тыс. человек в разных странах мира, преимущественно в Китае. При этом 51 человек излечился.
От глобальной вирусной шумихи выигрывает фармацевтический рынок — не только отдельных стран, но и мировой, считает Наталья Мильчакова, заместитель руководителя ИАЦ "Альпари". При этом негативные последствия проявились в падении мировых фондовых и сырьевых рынков, в том числе в снижении цен на нефть и металлы. Так, с момента распространения новости о коронавирусе американский индекс Dow30 потерял 0,5%, на большую величину ему помешало упасть отсутствие биржевых торгов в понедельник, когда был День Мартина Лютера Кинга (в США этот день выходной). А вот, например, гонконгский индекс Hang Seng упал за этот же период, грозный для Китая, более чем на 2,5%. Российский индекс РТС упал на 2,5%, а индекс Мосбиржи потерял 1,7%.
"Интересно отметить, что даже в разгар экономического кризиса в РФ 2014–2016 годов из страны уходили крупные международные сети, закрывались крупные российские торговые сети, но одновременно мы ничего не слышали о банкротствах аптечных сетей или значительном сжатии российского рынка лекарственных препаратов, а все потому, что подобные истории с эпидемиями, о которых становится известно чуть ли не каждый год, позволяют фармацевтике и аптечному ретейлу держаться на плаву за счет высоких цен на лекарства", — считает эксперт.
Она добавила, что в периоды повышенного внимания СМИ и общественности к распространению вирусных заболеваний фармгиганты обычно запускают на рынок новые антивирусные препараты. При этом одновременно дорожают лекарства, причем как в национальных валютах, так и в долларовом эквиваленте. По данным "Альпари", динамика фармацевтического рынка России, к примеру, за 9 месяцев 2019 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года была очень сильной. Рынок вырос на 16% в денежном выражении и на 7% — в натуральном.
"Мы не исключаем, что к китайскому вирусу мировое информационное поле, возможно, потеряет интерес уже через пару недель, особенно если кто-либо из фармацевтических гигантов или даже из политиков с мировым именем объявит, что уже ведутся разработки вакцины от такого вируса либо она уже имеется, как это было с пресловутой лихорадкой Эбола, о которой ныне все забыли. Полагаем, что на фоне паники доллар может дорасти до 62 рублей, а евро, вероятно, повысится до 68,7–68,8 рубля, если только росту курса евро не помешает Брекзит, который состоится на этой неделе. А падение фондового рынка должно уже скоро затормозиться, как затормозилось на рынке США", — добавила Наталья Мильчакова.

Азиатские риски

Мальчакова также добавила, что с начала периода пристального внимания медиа к распространению коронавируса больше всего пострадали акции "Русала", они упали более чем на 10%.
"И неудивительно, так как Китай — крупный торговый партнер этой компании, и ее акции также торгуются на Гонконгской бирже. На будущее я советую не паниковать, так как в России информация о заболевших коронавирусом не подтвердилась, источник заболевания уже выявлен, в Китае принимаются меры по нераспространению вируса в другие города, а Всемирная организация здравоохранения отказалась считать вспышку данного вируса в Китае эпидемией. Уже в ближайшее время этот информационный негатив будет исчерпан, а падение акций на "вирусном" фоне можно будет рассматривать как возможность выгодно купить подешевевшие бумаги российских эмитентов", — отметила эксперт.
При этом, по ее мнению, информационный шум весьма неудачно совпал с проходящей в конгрессе процедурой импичмента президенту США Трампу, а также с неопределенностью по торговой сделке между США и Китаем. Подлил масла в огонь и экономический форум в Давосе, где, считает Мильчакова, прозвучали слишком громкие заявления по поводу ситуации с коронавирусом.
Ален Сабитов, аналитик ИК "Фридом Финанс", обращает внимание, что усилия официальных лиц из Китая по введению карантина и снижению рисков заражения населения несколько снизили страхи инвесторов по поводу вируса. Тем не менее негативные макроэкономические последствия для глобальных индустрий туризма и авиаперевозок от вируса пугают инвесторов и заставляют фиксировать позиции. К примеру, сообщалось о временном закрытии парков Disney в Шанхае, что приведет к выпадению доходов для Disney.
"Опыт 2003 года, когда наблюдалась вспышка похожего штамма вируса в Китае, SARS, мировые фондовые рынки практически не реагировали на эпидемию вируса. Однако сравнивать сложно, потому что условия в мировой экономике отличались диаметрально. В 2003-м глобальный фондовый рынок активно восстанавливался с дна после кризиса доткомов. Сейчас напротив мировые индексы фиксируют максимумы, поэтому любой неожиданный негатив может прервать ралли. По расчетам Economist Intelligence Unit экономика КНР может потерять 0,5–1% роста в 2020-м, если последствия вируса будут схожи с эпизодом вспышки SARS 2003 года. Подобное замедление китайской экономики создаст риск восстановления глобальных темпов роста, что увеличит риск наступления рецессии в развитых странах вроде США. Повышение вероятности рецессии может спровоцировать распродажи на мировых площадках", — считает эксперт.
Однако сегодняшнее падение рубля против доллара однозначно связано с неопределенностью, страхами, которые сейчас царят на рынке, отмечает старший аналитик Альфа-Банка Елизавета Наумова.
"Снижение рубля не стало сюрпризом: азиатские фондовые рынки сегодня утром закрылись в сильном минусе. Сводный фондовый индекс Шанхая и Шэньчжэня упал на 3,1%, а торгующиеся сейчас европейские площадки показывают снижение более чем на 2%", — рассказала она.
Давление на рубль может сохраниться до тех пор, пока волатильность на фондовых рынках, связанная с коронавирусом, не утихнет. Однако умеренное снижение рубля говорит о том, что инвесторы еще не начали бить тревогу. Китай занял проактивную позицию, а ВОЗ все-таки еще воздерживается от объявления ЧС.
Под давлением также, скорее всего, останутся цены на нефть, добавляет в свою очередь Борис Красноженов, руководитель отдела аналитических исследований Альфа-Банка. Нынешнее падение цены стало самым сильным за последние 8 месяцев.
"Цена по марке Brent будет ниже $60 за баррель. Китай, по статистике за 2018 год, потреблял 13,5 млн баррелей в день, демонстрируя рост потребления на 5,5% в год. При негативном сценарии распространения коронавируса в Китае рынок ожидает значительное снижение спроса на углеводороды. Ограничения в области туризма и в целом по перемещению населения внутри страны могут ограничить потребление топлива. Рынку потребуется еще 10–15 дней, чтобы оценить реальные масштабы эпидемии коронавируса и его последствий для сырьевого сектора", — заключил эксперт.