Занятная грядет неделя, вся в рифму: британскому богатому черному неосоулу ответит британский бедный белый антифолк, минималисту Владимиру Мартынову с презентацией собственной книги — знатоки и поклонники минималиста Мортона Фелдмана с презентацией русского перевода его эссеистики, Мариинскому Шостаковичу и Шнитке в честь Дня снятия блокады — филармонический Шнитке и Вайнберг ко Дню памяти жертв холокоста. Лишь Мессиан стоит как скала одиноко и требует особого внимания.
Клуб Zal: Джейкоб Бэнкс
Уроженец Нигерии, выросший в Бирмингеме, строит карьеру мастерски. Победил в паре хороших поп–конкурсов, засветился на разогреве у соул–звезд Алиши Киз, Эмили Санде и Сэма Смита, подружился с электронщиками, записывался для саундтреков к популярным видеоиграм и сериалам, попал в альбом–компиляцию в честь "Игры престолов". Голос его звучен и богат, профессиональные аранжировки еще богаче: первый летний тур в Россию приходится повторять уже зимой. Надо надеяться, на этот раз билетов всем хватит.
Когда: 26 января
Мариинский театр — 2: Шнитке и Шостакович
К 75–летию Великой Победы предлагается слушать под управлением маэстро Гергиева (которому у себя дома, в отличие от Венской оперы, позволяется опаздывать к началу концерта сколько угодно, хоть по–рокерски на 40 минут) не только "дежурную" Седьмую симфонию Шостаковича, но и его же Второй фортепианный концерт плюс Концерт Шнитке для фортепиано в четыре руки и камерного оркестра. За роялем (одним на всех) заслуженный Александр Торадзе и его южнокорейско–американская студентка Сивон Сим. Хорошее, ей–богу, предложение.
Когда: 27 января
Большой зал филармонии: "Желтые звезды"
Очень правильную программу к Международному дню памяти жертв холокоста готовит очень правильная компания во главе с режиссером Валерием Гелендеевым. Второй филармонический оркестр и Полина Осетинская исполнят фортепианный концерт Шнитке и Симфониетту "На еврейские темы" Вайнберга. Итальянский квартет "Клезмерата Фиорентина" отвечает за импровизации на темы хасидских нигунов. Ксения Раппопорт будет читать фрагменты книги Людовика Ашкенази "Брут", особенно рвущие душу из тех, кто любит собак. Впрочем, из человеколюбивых слушателей — тоже.
Когда: 28 января
Каменноостровский театр: Владимир Мартынов
Пожалуй, наиболее известный российский композитор–минималист, столь раздражающий коллег по цеху публичным, неоднократно изложенным в книгах отрицанием самого института композиторства в наши последние времена, представляет в рамках Фестиваля Анатолия Васильева в БДТ свой новый литературный труд "Это чудесный мир, не правда ли? Письма из Петраково", в коем есть место размышлениям об обрушении кровли Нотр–Дама, съемках в кинопроекте "Дау", свойствах средневековых витражей, арт–объектах Уорхола и конце света. Перед этим Владимир Мартынов исполнит Соло для фортепиано "Машина воспоминаний" (2017), а Владимир Волков и Мария Федотова — его же "Коан" для флейты и контрабаса 20–летней давности (1996). Очень необходимое получится предисловие.
Когда: 29 января
Концертный зал "Мариинский": Оливье Мессиан, Турангалила–симфония
Уральский симфонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса — один из немногих, у кого в репертуаре есть этот колосс XX века. В полуторачасовом эпосе о жизни, смерти и вселенной — прямо–таки весь Мессиан, с птичьим пением, джазом, гамеланом, европейским авангардом, электромузыкальным инструментом Волны Мартено и гигантским оркестровым составом. Солисты Натали Форже и Роже Мюраро — французские соратники и ученики самого композитора, сыгранному ими следует верить беспрекословно. А пропускать редкостный концерт, наоборот, совершенно не следует.
Когда: 30 января
Новая сцена Александринского театра: концерт–презентация книги Мортона Фелдмана "Привет Восьмой улице"
Книга–эссе знаменитого американского минималиста наконец–то не просто переведена на русский, но и выпущена в свет. В обсуждении классического опуса участвуют знатоки: переводчик Игорь Булатовский, критики Алексей Мунипов и Ольга Манулкина, композитор Алексей Сысоев, музыкант Иван Бушуев и переводчик Александр Рябин. Что характерно, музыку приготовили не собственную фелдмановскую, а ему посвященную. "Посвящение М. Ф." для виолончели и лайв–электроники Алексея Наджарова — своего рода эссе о Мортоне Фелдмане, наш ответ Чемберлену. Тонкий ход.
Когда: 30 января
Клуб The Place: Crywank
Британский дуэт из Манчестера уже 10 лет пытаются как–нибудь окрестить: называют антифолком, аутсайдерским сэдкором, саркастическим эмо или просто лоу–фаем. Все термины равно подходят Джеймсу Клейтону, обладателю истинно британского высокого тенора (в прошлом), странного чувства юмора и расхлябанной акустической гитары (всегда), который совершенно не зависит ни от лейблов, ни от стилевых рубрик в чартах. Сам выпускает альбомы в mp3 с дурацкими заголовками: последний, 20–минутный, называется "Надевая беж в серый день". Сам вдвоем с барабанщиком Дэном Уотсоном колесит по миру и поет баллады, исполненные английского сплина и диковатых музыкальных находок. Доколесился до хедлайнерства на манчестерском пан–фестивале и тура по Австралии с Новой Зеландией. После него, однако, дуэт обещал распасться: как бы первый российский концерт Crywank не стал последним. Было бы досадно.
Когда: 31 января