09:2422 января 202009:24
21просмотров
09:2422 января 2020
Генеральный директор "ЯКласс" Андрей Илингин рассказал о перспективах образования в России.
Самым большим барьером, стоящим на пути цифровизации, является отсутствие в массовом сознании исчерпывающего понимания того, что за этим понятием стоит. Если сделать фокус на цифровом образовании, то окажется, что это тоже весьма широкое понятие. Сюда включаются и онлайн-курсы, и системы управления образованием (LMS), позволяющие осуществлять смешанное обучение, и новые технологии (дополненная и виртуальная реальности, Big Data, искусственный интеллект, машинное обучение и многое другое). Однако на данный момент в России цифровое образование почти не развито даже в контексте прохождения отдельных курсов в цифровой среде, не говоря уже о возможности проведения химических опытов с помощью виртуальной реальности. В общем среднем образовании онлайн-обучение фактически не используется, в дополнительном школьном образовании оно составляет всего 2,7%. По прогнозам экспертов, к 2021 году применение онлайн-обучения увеличится до 1,5% и 6,8% в общем и дополнительном школьном образовании соответственно. При этом школьники все равно постоянно используют мобильные устройства и Интернет. Так почему бы не применить этот тренд в целях обучения? Особенно, учитывая то, что численность педагогического состава школ в РФ растет заметно медленнее, чем численность аудитории: так, по данным Росстата, в 2016 году на 15 млн учащихся приходилось чуть больше 1 млн учителей.
Что мешает системе образования?
Любая система всегда сопротивляется возможным изменениям. Это касается в том числе и сферы образования, которая вроде как должна, в первую очередь, отвечать интересам обучающихся. Если речь идет о школе, то основной ее целью должен быть успешный ребенок, который будет востребован обществом. Педагогов условно можно разделить на тех, кто созидает, и тех, кто паразитирует на уже существующих процессах, хотя это не значит, что последних из них следует автоматически считать плохими. Просто они не всегда готовы приложить сверхсилы к своей работе, поскольку им это может быть неинтересно. Сейчас образовательный рынок заполнили интересные технологические EdTech-проекты, некоторыми из которых успешно пользуются заинтересованные педагоги по всей стране. Этот сегмент сейчас очень быстро развивается.
Любая система всегда сопротивляется возможным изменениям. Это касается в том числе и сферы образования, которая вроде как должна, в первую очередь, отвечать интересам обучающихся. Если речь идет о школе, то основной ее целью должен быть успешный ребенок, который будет востребован обществом. Педагогов условно можно разделить на тех, кто созидает, и тех, кто паразитирует на уже существующих процессах, хотя это не значит, что последних из них следует автоматически считать плохими. Просто они не всегда готовы приложить сверхсилы к своей работе, поскольку им это может быть неинтересно. Сейчас образовательный рынок заполнили интересные технологические EdTech-проекты, некоторыми из которых успешно пользуются заинтересованные педагоги по всей стране. Этот сегмент сейчас очень быстро развивается.
Педагог остается центральной фигурой в образовании
Несмотря на то что в образовательной сфере существует множество различным частных проектов и стартапов, говорить о том, что ее можно полностью рассматривать как бизнес некорректно. Практика показывает, что если ставить во главу угла показатели прибыльности, то уровень образования резко падает и вся система начинает разваливаться. До сих пор очень многое зависит от педагога – насколько он одержим предметом, насколько он способен заразить своим интересом учеников. Для нашей страны задача найти на 40000 школ заинтересованных педагогов кажется невыполнимой. В таких условиях проблема повышения престижа профессии учителя должна решаться на государственном уровне. К сожалению, не всем людям подходит эта профессия, даже при условии хорошей оплаты труда. Нехватку педагогов можно компенсировать в том числе и с помощью цифровых технологий и онлайн-образования. Например, если в регионе есть 10 выдающихся педагогов по истории, то лучше обеспечить им возможность прививать интерес к предмету как можно у большего количества детей: вести вебинары, онлайн-лекции, создавать авторские курсы и реализовывать многие другие инициативы. С другой стороны, без толковых педагогов онлайн-образование не будет работать совсем. При этом роль учителя должна также меняться – в сторону наставничества. Педагог должен превратиться в тьютора, сопровождающего учебный процесс. Ожидается, что уже в ближайшие 10-15 лет на смену текущему поколению учителей придет поколение digital native, способное говорить с учениками на одном – цифровом – языке.
Несмотря на то что в образовательной сфере существует множество различным частных проектов и стартапов, говорить о том, что ее можно полностью рассматривать как бизнес некорректно. Практика показывает, что если ставить во главу угла показатели прибыльности, то уровень образования резко падает и вся система начинает разваливаться. До сих пор очень многое зависит от педагога – насколько он одержим предметом, насколько он способен заразить своим интересом учеников. Для нашей страны задача найти на 40000 школ заинтересованных педагогов кажется невыполнимой. В таких условиях проблема повышения престижа профессии учителя должна решаться на государственном уровне. К сожалению, не всем людям подходит эта профессия, даже при условии хорошей оплаты труда. Нехватку педагогов можно компенсировать в том числе и с помощью цифровых технологий и онлайн-образования. Например, если в регионе есть 10 выдающихся педагогов по истории, то лучше обеспечить им возможность прививать интерес к предмету как можно у большего количества детей: вести вебинары, онлайн-лекции, создавать авторские курсы и реализовывать многие другие инициативы. С другой стороны, без толковых педагогов онлайн-образование не будет работать совсем. При этом роль учителя должна также меняться – в сторону наставничества. Педагог должен превратиться в тьютора, сопровождающего учебный процесс. Ожидается, что уже в ближайшие 10-15 лет на смену текущему поколению учителей придет поколение digital native, способное говорить с учениками на одном – цифровом – языке.