Устойчивый баланс форматов. Генеральный директор "Пулково Скай" Сергей Ногай об инвестициях

Автор фото: Валентин Беликов

В конце года мы традиционно подводим итоги и строим планы на будущее. Что сделано? Как сохранить и приумножить заработанное? Какие новые тренды инвестиционных идей определят наше благополучие? "ДП" обсудил с генеральным директором ООО "Пулково Скай" Сергеем Ногаем, как будет развиваться рынок недвижимости Санкт–Петербурга и почему инвестиции в гостиничный бизнес в настоящее время — одно из самых перспективных направлений.

Как вы оцениваете текущую ситуацию?

— Как ни странно, несмотря на общую экономическую ситуацию, люди все еще зарабатывают деньги. По данным Высшей школы экономики, на руках у жителей Санкт–Петербурга находится 1,6 трлн рублей, которым они ищут применение. Наряду с традиционными инвестиционными инструментами — недвижимостью, ценными бумагами — мы создаем новый продукт, позволяющий зарабатывать на растущем турпотоке.

Что привело вас к этой идее?

— Обратимся к фактам. Турпоток в Петербург каждый год прирастает в среднем на 700 тысяч гостей. По данным комитета по туризму, в 2016 году в городе побывало около 7 млн гостей, а в 2018 году — более 8 млн. Это не случайно. Многое делается для комфортного пребывания туристов, и многое меняется к лучшему. Введение в 2019 году электронных виз, режим "открытого неба" для аэропорта Пулково, выгодный курс рубля по отношению к евро — все это позволяет предположить, что экспоненциальный рост числа иностранных туристов продолжится.
Эти факты подтверждаются и на международном уровне. В 2019 году Петербург признан лидирующим направлением городского туризма в Европе по версии самой престижной туристской премии планеты — World Travel Awards. За последние 5 лет наш город получил 11 таких "туристических Оскаров" в различных номинациях.
Очевидно, что количество визитов будет год от года расти. И каждый из туристов, как иностранных, так и наших сограждан, вправе рассчитывать на теплый прием в комфортных гостиницах и апарт–отелях, расположенных возле туристических маршрутов.

На первый взгляд кажется, что как раз вдоль туристических маршрутов сейчас достаточное количество отелей.

— Это не совсем так. Большинство гостей прибывают в город с юга — через аэропорт Пулково и по Пулковскому шоссе. И именно там, на въезде в город, качественных гостиниц недостаточно. Поэтому наш комбо–отель мы строим там — он будет первым встречать туристов. Это будет удобно для многих категорий гостей города, например тех, кто на машинах приезжает с семьями из столицы. Им не придется тратить время и силы после длинного перегона на то, чтобы добраться до отеля и отдохнуть. А чтобы им не волноваться о своих машинах, в отеле предусмотрен подземный паркинг.

Близость аэропорта Пулково тоже дает хорошие возможности для развития отеля?

— Разумеется, мы строим свой комбо–отель с расширенным функционалом аэропорт–отеля именно потому, что рядом находится четвертый по пассажиропотоку аэропорт в России. Но соседство с таким инфраструктурным гигантом не только дает отелю определенные возможности, но и требует особых условий. Чтобы быть аэропорт–отелем, аккредитованным в авиакомпаниях, недостаточно находиться в 30–километровой зоне от аэропорта. Необходимо обладать качествами, заложенными на уровне проектных решений.
Например, аэропорт–отель должен располагать стоянкой для автобуса, которая позволяет доставлять пассажиров непосредственно ко входу в отель и ожидать загрузки, не мешая другим гостям и транспорту. По нормативу 60 пассажиров с багажом должны одновременно, не создавая заторов, войти в лобби и разместиться с комфортом. Кроме того, на заселение группы выделяется не более 20 минут, и этот фактор необходимо предусмотреть при проектировании входных групп и общественных зон.
Нужно учитывать потребности не только туристов, но и летных экипажей. Для пилотов трансатлантических рейсов по нормативам требуется бассейн, скай–лаунджи и конференц–залы для получения летных заданий, медицинские кабинеты с квалифицированным персоналом.

Задумка построить в вашем комплексе аэропорт–отель появилась изначально?

— Все началось еще в 2015 году, когда мы построили первые корпуса апартаментов Salut! на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта. Два первых корпуса строились без расчета на гостиничную функцию, но, когда объекты были введены в эксплуатацию, выяснилось, что апартаменты пользуются спросом для краткосрочной аренды у гостей, приезжающих в город.
Большую роль сыграло место возведения Salut! — 10 минут на машине от аэропорта, в 20 минутах от КВЦ "Экспофорум". Рядом пересечение транспортных магистралей — ЗСД, Пулковского шоссе, трассы М–11. В то же время комплекс находится на первой линии Пулковского парка, это 39 га зелени с озером и храмовым комплексом из трех церквей.
Мы поняли ценность этой локации как генератора туристических потоков. И следующие корпуса проектировали, развивая именно гостиничную идею: с просторными холлами, пропускной системой, расширенным предложением коммерческих помещений, создающих сервисную инфраструктуру, двухуровневым подземным паркингом.
Но для окончательного формирования на развиваемой нами территории гостинично–досугового кластера не хватало доминанты, эстетического и социального магнита, который притягивал бы внимание потенциальных гостей. Именно такой доминантой и станет завершающий элемент комплекса — комбо–отель STATUS by SALUT!, сочетающий в едином здании трехзвездочный апарт–отель и гостиницу "Novotel Санкт–Петербург Аэропорт" с четырьмя звездами. Управлять комплексом будет отельный оператор AccorHotels. Эта международная компания со штаб–квартирой во Франции, у которой просто невероятный опыт гостиничного менеджмента: сейчас у них в управлении 4954 отеля в 111 странах мира.

Фактически получается, что в одном здании разместятся два отеля разной категории?

— Именно в этом и заключается концепция комбо–отеля — устойчивый баланс двух разных форматов и ценовых категорий. Гости демократичных апартаментов получают эмоциональные выгоды от близости отеля более высокого сегмента, а инфраструктура четырехзвездочного отеля загружена независимо от сезонных колебаний.
Надо сказать, мы не первые, кто пошел по такому пути: концепция комбо–отеля успешно реализована нашими коллегами из AccorHotels в Москве, на Киевской улице, — там отели Ibis, Novotel и Adagio также объединены в единый комплекс.

Требования международного оператора учитывались при строительстве?

— Да, на всех этапах проектирования нас консультировали кураторы AccorHotels. Поэтому сейчас наш комбо–отель соответствует не только требованиям действующего российского законодательства, но и международным стандартам, принятым для аэропорт–отелей. Это гарантирует нам прохождение тендерной процедуры для заключения договоров на размещение с авиакомпаниями.

Нет опасений, что доминанта в виде аэропорт–отеля перетянет на себя всю активность в комплексе Salut!?

— Наоборот, она даст дополнительный стимул к развитию комплекса. Мы уверены, и это подтверждается оценками экспертов, что, как только аэропорт–отель заработает в полном объеме, это положительно скажется и на загруженности, и на рентабельности апартаментов во всем комплексе.
И этот симбиоз положительно скажется на доходности владельцев апартаментов — и тех, кто уже приобрел недвижимость в Salut! и уже сейчас использует ее для сдачи в аренду, и тех, кто только планирует такой шаг. У нас есть основания полагать, что в результате вся окружающая территория получит новый вектор развития.
Как девелопер и строитель я создал в Санкт–Петербурге жилые комплексы, которыми горжусь. В одном из них, "Идеальном мире", я живу со своей семьей. Я всегда предлагаю клиентам, многие из которых — мои друзья, то, во что верю, чем буду пользоваться сам. Я понимаю, что самый перспективный и стабильный бизнес в Санкт–Петербурге на ближайшие десятилетия — это сфера гостеприимства.
Создание нового гостинично–досугового кластера совместно с французским отельным оператором, новой точки на карте туристических достопримечательностей Санкт–Петербурга, — это надежная инвестиция в будущее для каждого из нас.