Эко против меха. Теплая зима снизила спрос на шубы

Автор фото: Алена Марченко, vostock-photo

Российский оборот меховых изделий оценивается в $4 млрд. Рынок меха подрос благодаря введенной пару лет назад обязательной маркировке, которая помогла избавиться от теневого рынка шуб и позволила вырасти легальному рынку на 70 млрд рублей.

Однако игроки рынка отмечают, что теплая погода и мягкий декабрь сыграли не на руку ретейлерам в этом году. Продажи меховых изделий просели на 30%. Кроме того, на волне тренда борьбы за чистоту окружающей среды в моду вошли так называемые экошубы — изделия из искусственного меха либо шерсти, которую делают похожей на мех.
Производители натуральных шуб категорически не согласны с тем, что экошубы могут составить им серьезную конкуренцию на рынке. При этом ретейлеры, распространяющие изделия из искусственного меха, наоборот, уверены, что будущее на рынке за ними из-за новых веяний экологичности. Подробнее — в материале "ДП".

Аномально теплый декабрь

По данным Федеральной налоговой службы, за последние 4 года легальные продажи меховых изделий в целом выросли на 70 млрд рублей. А общий объем рынка теперь оценивается в 150 млрд рублей. Такой рост в ФНС связывают с введением в 2016 году обязательной маркировки шуб.
При этом, несмотря на увеличение объема продаж, оборот меховых изделий все-таки снижается. В 2018 году в Российском пушно-меховом союзе оценивали уменьшение рынка на 20–25%. Наибольшую долю на рынке (примерно 85%) занимает импорт.
Не на руку производителям и продавцам сыграл нынешний теплый декабрь. Как рассказал "ДП" президент Российского пушно-мехового союза Сергей Столбов, из-за аномально теплой погоды продажи меховых товаров упали на 30%.
Его слова подтверждают в торговом доме "Снежная королева": "Значительного увеличения спроса пока нет, связано это прежде всего с поздней зимой и теплой осенью в этом году. Погода существенно влияет на продажу зимней одежды, в том числе и шуб. Кроме того, шуба — дорогостоящий товар, клиенты делают покупки более осознанно, спонтанных дорогостоящих приобретений становится меньше. Но при текущем росте цен на сырье и, как следствие, на меховые изделия мы сохранили и даже немного снизили отпускную стоимость, поэтому количество продаж удерживаем приблизительно на уровне прошлогодних показателей. Рассчитываем, что с приходом в Россию настоящей зимы спрос вернется к прошлогоднему уровню", — отметили в компании.
В Wildberries же, наоборот, отметили, что изделия из меха пользуются изрядным спросом: "С сентября по ноябрь 2019 года в целом в стране продажи натуральных шуб выросли вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Петербурге в этот же период спрос на шубы из натурального меха вырос в 1,5 раза", — рассказали "ДП" представители онлайн-ретейлера.
В "Снежной королеве" также добавили, что довольно высокий процент шуб приобретаются в кредит: "В этом году мы отмечаем такой же спрос на POS-кредиты (выдача кредитов непосредственно в розничном магазине), как и в 2018 году. Каждое второе изделие из меха приобретается в кредит. При этом стоит отметить, что все больше покупателей пользуются картами рассрочки, и если карты рассрочки приравнивать к POS-кредитам, то покупки в кредит растут по отношению к 2018 году", — поделились в компании.

Эко или не эко

В этом сезоне на фоне всеобщего обсуждения экологических проблем и выступления молодой активистки Греты Тунберг на саммите ООН по климату многие модельеры начали вводить в свои коллекции изделия из искусственного меха. Также поступили и многие ретейлеры.
"Мы запустили продажи искусственных шуб на Wildberries только в этом году и постоянно расширяем их ассортимент. Мы также начали продавать шубы-чебурашки и экошубы. Уже сейчас мы можем отметить высокий спрос на экошубы из-за последних модных тенденций", — рассказали "ДП" в Wildberries.
При этом представители онлайн-магазина отметили, что все-таки наиболее востребованными среди их покупателей в ноябре этого года стали шубы из натурального меха.
"Тренд на экошубы растет только в СМИ, а не у потребителей. Серьезной конкуренции продукции из натурального меха они составить не могут, так как в производстве их изначально использованы искусственные материалы, которые не относятся к экологичным по степени воздействия на природу и организм человека", — считает глава Пушно-мехового союза Сергей Столбов.
Такого же мнения придерживаются представители "Снежной королевы". В компании согласны с тем, что модные дома сейчас отказываются от изделий из натурального меха, а благодаря масштабному продвижению faux fur сегодня перестал быть признаком дурного тона и стал действительно модным, но при этом в компании отнюдь не считают изделия из искусственного меха eco-friendly-продукцией.
"Однако, если абстрагироваться от лозунгов о том, что все это делается из eco-friendly-соображений, к которым, если задуматься, не имеет никакого отношения, то мы можем говорить просто о появлении новой (а на самом деле хорошо забытой старой) категории верхней одежды — искусственной шубе и ее производных. Время не стоит на месте, химическая промышленность развивается семимильными шагами, и производство синтетического волокна выходит на новый уровень: сейчас появляются интересные формы искусственных материалов, в том числе и искусственного меха. Однако по своим теплоизолирующим свойствам, тактильности и износостойкости эти изделия пока не могут соревноваться ни с одной другой категорией верхней одежды: искусственный мех может хорошо выглядеть очень недолго", — считают в компании.
В "Снежной королеве" также добавили, что несколько лет назад запускали целую капсулу шуб и дубленок из искусственных материалов, однако большого отклика у покупателей эта категория товаров не получила. Поэтому в компании считают, что шубы из искусственного меха не могут составить конкуренцию натуральным шубам.
Однако ретейлер, соблюдая нынешние тенденции на экологичность, добавил в коллекцию модели из вязаной овчины (экомеха), которые в тренде в этом сезоне: "Это вид фактуры, созданный благодаря новым технологиям — путем наклеивания (или вплетения) 100%-ной овечьей шерсти на тканевую основу. Внешне вязаная овчина практически не отличается от овчины традиционной выделки, сохраняет ее свойства, при этом по стоимости более привлекательна для покупателя", — рассказали в компании.
В онлайн-магазине экошуб Only Me при этом, наоборот, считают, что за экошубами стоит будущее рынка теплых изделий: "Перелом уже произошел, полный отказ от ношения изделий из меха животных — это лишь вопрос времени. Каждый день мы читаем новости о том, что очередная мировая знаменитость отказалась от меха, например, в Калифорнии его ношение и продажу запретили на законодательном уровне", — сообщили представители Only Me.
Сейчас ретейлер работает в 25 городах России, включая Петербург и Москву. Средний чек по продажам составляет 18 тыс. рублей. При этом, как утверждают представители Only Me, объем продаж каждый новый сезон растет примерно на 10% по сравнению с предыдущим годом (Only Me запустился в России в 2011 году). Но, так же как и в случае с натуральными мехами, большую роль в продаже экошуб играет погода.
"В этом году мы выпустили лимитированную коллекцию ярких шуб под мех канадской норки — они были очень популярны: некоторые расцветки полностью раскупили, и сейчас мы шьем новую партию, в топ попали шубки цвета ириса и лавандовые. Но однозначно большую часть ежегодных продаж составляют шубы классического кроя, например под норку в полоску, под лису-чернобурку или каракуль. Петербургские женщины любят шубы светлых оттенков, часто просят у нас выпустить белые шубы, наверное, сказывается мрачный образ города", — рассказали в компании.