Самокатный успех и велосипедная неудача. Итоги сезона проката в Петербурге

Автор фото: Михаил Тихонов

Сервисы краткосрочной аренды самокатов Whoosh и toGo, а также городской прокат "Велогород" подвели итоги сезона. Петербуржцы начали активно пользоваться кикшерингом и практически перестали ездить на велосипедах. Игроки рынка ожидают сотрудничества с властями и помощи от городских чиновников. Подробности — в материале dp.ru.

С начала сезона услугой кикшеринга в Петербурге воспользовались почти 60 тыс. человек. Об этом dp.ru рассказали представители сервисов по аренде самокатов.

Транспорт последней мили

Большинство прокатов самокатов пришлось на сервис Whoosh: за неполные 4 месяца арендой воспользовались 48 тыс. раз. Транспортные средства провели в пути более 24 тыс. часов. Средний чек поездки в Петербурге колебался в районе 250 рублей.
"Мы делали ставку на то, что электросамокат станет транспортом последней мили. Сейчас, проанализировав все поездки, видим, что в Петербурге, как и в Москве, от 50% до 60% поездок — это те самые поездки, когда скутер — не развлечение или средство для прогулки, а именно альтернатива транспорту: короткие поездки, по прямому маршруту, который чаще всего повторяется пользователем несколько раз", — рассказала PR-менеджер Whoosh Юлия Камойлик.
Вторым сервисом кикшеринга — toGo — жители Петербурга воспользовались более 10 тыс. раз. Ежедневно в сервисе регистрировались несколько сотен клиентов. Средний чек компании составил 50 рублей, среднее время поездки — 30 минут.
"Потери и кражи самокатов составили 1,5%. В полицию было подано два заявления", — отметили в toGo.
Представитель toGo отметил, что в 2019 году в городе работало 100 самокатов компании, в 2020 году кикшеринг планирует расширить свой парк до 1 тыс. самокатов. При поддержке администрации Петербурга планируют установить станции для зарядки электросамокатов.
Ожидается, что Whoosh расширит парк скутеров до нескольких тысяч. Также к запуску готовят "групповые поездки" — аренду нескольких скутеров с одного аккаунта.
Ранее dp.ru писал, что в прошлом году в Петербурге также планировали запускаться два кикшеринга — Samocat Sharing и YouDrive Lite, но оба проекта были отложены. Тогда основатель сервиса Samocat Sharing Василий Быков сообщил, что компания столкнулась с недопониманием со стороны чиновников, а представители YouDrive Lite решили развиваться на зарубежных рынках.

Угасание спроса

На фоне успешного старта сервисов кикшеринга в Петербурге велопрокат "Велогород", который уже несколько лет работает в городе, показал худшие результаты с момента запуска проекта. В 2019 году в Петербурге работало всего 20 станций проката от "Велогорода", тогда как в 2015 году в городе было 90 станций. С каждым годом их количество постепенно сокращалось — с 80 станций в 2016 году до 50 в 2018 году. При этом количество велосипедов к 2019 году снизилось практически в 5 раз — с 800 велосипедов в 2014-м до 150 в этом сезоне.
Гендиректор компании "Велогород" Виталий Блаженов отметил, что из-за уменьшения количества велосипедов снизилось количество пользователей, а число прокатов упало в 4 раза. С начала сезона жители Петербурга использовали велосипеды компании 39 тыс. раз. При этом в год чемпионата мира по футболу транспортные средства арендовали 164 тыс. раз, а в первый год работы было зафиксировано более 176 тыс. прокатов. Сумма среднего платежа составила 106 рублей, среднее время поездки — 42 минуты.
Городской велопрокат "Велогород" в этом году был запущен 1 мая, но не отработал сезон полностью. По словам Виталия Блаженова, "угасание спроса и падение выручки" началось в августе 2019 года, а уже 15 октября было принято решение заморозить работу проката.
"Текущая осень выдалась дождливой и прохладной, в связи с этим резко упало количество прокатов, равно как и получаемая выручка, по этой причине денежные средства на обслуживание и поддержание системы иссякли в конце сентября", — рассказал он.
Предприниматель добавил, что на данный момент компания имеет задолженность по заработной плате перед сотрудниками и контрагентами.
"Мы не можем провести демонтаж оборудования из города — велосипедов и станций проката — на зимний период в связи с отсутствием денежных средств на эти мероприятия", — отметил представитель "Велогорода".

Субсидии на велопрокат

По словам Блаженова, компания не получает никакой поддержки от чиновников из Смольного. Представитель "Велогорода" добавил, что для развития проекта велопроката есть техническая база, но без финансирования со стороны городских властей ничего сделать нельзя. Он уточнил, что накануне обратился к губернатору Петербурга Александру Беглову.
В своем письме гендиректор говорит, что проект "Велогород" является убыточным и требует поддержки в виде субсидий. Гендиректор компании напоминает, что в 2015 году затраты на функционирование проекта составили 239,5 млн рублей, а выручка — всего 50 млн рублей.
"Обеспечение функционирования системы велопроката требует компенсации не покрытых выручкой от велопроката операционных затрат. Попытка компенсировать операционные и инвестиционные затраты путем увеличения выручки от велопроката за счет повышения уровня тарифов до экономически обоснованных несостоятельна: с одной стороны, стоимость аренды велосипеда в таком случае может превысить стоимость проезда на такси, с другой — это отпугнет пользователей и количество прокатов резко сократится", — отмечает Блаженов.
В письме к Беглову представитель "Велогорода" также отмечает, что компания может провести "полную реновацию и расширение географии расположения станций проката" в 2020 году.
"Просим Вас организовать рабочую группу по проработке концепции реализации проекта из представителей профильных органов исполнительной власти", — сказано в обращении к губернатору.
В комментарии dp.ru Блаженов уточнил, что подобных проблем у компании, например, нет в Москве. Столичные власти выделяют 600 млн рублей на 3 года через госконтракты.
"Будет субсидия (в Петербурге) в текущем году — будет прокат в апреле следующего, если же, как бы грустно это ни звучало, власти нас продинамили, то развитие проекта под очень большим вопросом", — пояснил гендиректор "Велогорода".
В КРТИ рассказали dp.ru, что в связи с "низкими показателями" велопроката "Велогород" в 2019 году субсидия не предоставлялась.
"В настоящие время КРТИ с сетью велопроката не взаимодействует по причине того, что руководство "Велогорода" не выходит на связь", — уточнили в Смольном.
Там добавили, что представители администрации ведут переговоры с оператором московского велопроката — "Ситибайк".
"На 2020 год субсидия не предусмотрена, однако, если будут весенние корректировки бюджета, данный вопрос будет повторно рассмотрен", — пояснили в КРТИ.