"Городской банк — этобанк для города"

Должны ли коммерческие организации, и в частности банки, помогать городским властям в решении их проблем? Или вполне можно оставаться в стороне, сосредоточившись только на уставных видах деятельности?

Не секрет, что основная задача коммерческих банков — получение прибыли, а содействие городским властям в финансировании социально направленных проектов и развитии городской среды, казалось бы, не является их непосредственной функцией. Однако в некоторых случаях руководство банка принимает решение о том, чтобы помочь городу сделать жизнь горожан более комфортной и качественной.
Влияние деятельности коммерческих банков на городскую среду диктуется тесной взаимосвязью банковской системы со всеми секторами экономики. Благоустройство территории, оптимизация работы транспортной системы, расчистка дорог после природных катаклизмов — разрешение этих и других вопросов банки иногда полностью или частично берут на себя.
"Деловой Петербург" поговорил с заместителем председателя правления банка "Санкт–Петербург" Вячеславом Ермолиным о том, как коммерческие банки могут помочь своему городу и для чего им это нужно.

В июле этого года банк выиграл конкурс на оказание финансовых услуг СПб ГУП "Горэлектротранс". Известно, что средства используются на покупку новых трамваев для города. Чем вас заинтересовал этот проект?

— Проекты, которые реализует город, нам всегда интересны. Мы городской банк, поэтому приняли решение поучаствовать в этом конкурсе. Предприятие "Горэлектротранс" — наш давний клиент, мы плотно сотрудничаем. Замена подвижного состава — важная задача, и, на наш взгляд, профинансировать ее было правильным решением. Тем более трамваи "Витязь–М" собираются на Невском заводе электрического транспорта. В этом тоже есть положительный момент — поддержка отечественного производителя.

Также летом банк стал победителем аукциона на финансирование закупки уборочной техники, проведенного СПб ГУДП "Центр". Что подтолкнуло к участию в данном проекте?

— В начале года мы общались с городской администрацией и обсуждали насущные вопросы. Зима всегда стрессовый период для города, а прошлая особенно отличилась обильными снегопадами, было много проблем на дорогах и тротуарах. Тогда мы отреагировали очень оперативно: приняли решение об участии и провели конкурс.
Мы понимали, что действовать нужно быстро, ведь закупка, финансирование и поставка техники требуют времени, которого почти не было: чистить город нужно было сейчас. К этой зиме готовимся заранее, поставка техники уже идет. Мы уверены в успехе проекта, так как комплексно подходим к цепочке кооперации, работая с каждым ее элементом. Например, для поставщика ГУДП "Центр" предприятия "Гранат" — дилера КамАЗа — профинансировали своевременную закупку КамАЗов. Такой метод работы дает возможность контролировать риски с точки зрения срывов поставки, а также прозрачность — мы видели контракты, знаем поставщиков, наблюдали весь процесс.

Банк выиграл открытый конкурс на заключение кредитного договора с ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга". Банк не первый год ведет взаимодействие с ресурсоснабжающим предприятием. Как удается сохранять сотрудничество на протяжении долгого времени?

— ГУП "Водоканал" для нас всегда было очень значимым клиентом, поэтому было крайне важно победить в этом конкурсе. Совместно с этим предприятием мы были одними из первых, кто освоил факторинговое финансирование. Таким образом, если раньше такая схема была недоступна, то сейчас внедрение факторинга для "Водоканала" и его подрядчиков означает, что за оказанные работы поставщики и подрядные организации своевременно получат оплату от банка, в то время как "Водоканалу" банком предоставлена рассрочка от 60 до 90 дней на возврат средств.
Мы делаем новые продукты, и этот инструмент полностью оправдал себя. Кроме того, у нас хороший зарплатный проект, выездные рабочие места, для корпоративных клиентов работают персональные менеджеры. Качество обслуживания для нас всегда на первом месте: мы держим марку, и нашим клиентам это нравится. Также для местных компаний важно, что все решения принимаются здесь, в Петербурге. Председатель правления и я, его заместитель, отвечаем за корпоративный бизнес и всегда доступны, готовы при необходимости на личных встречах решать с клиентом все возникающие вопросы, что очень важно во взаимоотношениях с ним.

Осуществляются ли банком в данное время еще какие–либо социально направленные проекты и в каких руководство планирует принять участие?

— Действительно, мы работаем и по другим проектам. Например, в прошлом году совместно с городом мы запустили пять МФЦ для бизнеса и на безвозмездной основе предоставили помещения под офисы. Причем сделали все очень оперативно: в мае на Петербургском экономическом форуме подписали соглашение с руководителем МФЦ, а в сентябре уже открыли четыре из пяти точек. В этих учреждениях можно получить до 180 госуслуг, например зарегистрироваться в качестве юридического лица, открыть расчетный счет.
Иными словами, МФЦ для бизнеса осуществляет целый комплекс услуг, что очень удобно для предпринимателей: не нужно ходить по разным государственным структурам и стоять в длинных очередях. За год было порядка 200 тыс. обращений, и качество работы оценивается людьми более 99%. Значит, мы оказываем качественную услугу, которая нравится людям. Центры генерируют для нас дополнительный трафик, что позволяет банку пусть ненавязчиво, но продавать свои продукты, которые будут востребованы среди клиентов этих МФЦ. Получается такая партнерская синергия.
Также в 2018 году мы оборудовали в метрополитене 170 турникетов дополнительными терминалами для прохода по банковским пластиковым картам. На сегодняшний день бесконтактными картами оплачивается порядка 2 млрд поездок ежемесячно. Людям не нужно стоять в очереди за жетонами или пополнять "Подорожник", они просто подходят к терминалу и прикладывают карту — это очень упрощает и ускоряет проход в метро. Оплата проезда банковской картой удобна не только горожанам, но и гостям города. Этот проект мы осуществили в преддверии Чемпионата мира по футболу, когда пассажиропоток был огромным. И самим пассажирам, и сотрудникам метрополитена такая система ощутимо облегчила жизнь.
Кроме того, мы вошли в проект "Единая карта петербуржца" — для нас, как для городского банка, важно было в нем участвовать. У нас большие планы по выпуску карт, на данный момент в этом направлении активно ведется работа, которая продлится до конца года. Также в этом году появилась "Единая карта школьника", для использования которой уже оборудовано порядка 200 школ, карту оформило огромное количество учащихся. Еще у нас есть кампусная карта для студентов — совместный проект с ИТМО.
Мы постоянно ведем активный диалог с городом. Есть проблемы со строительством объектов социальной инфраструктуры, школ, детских садиков. Очень важно, чтобы и город, и застройщики, и банки нашли решение вопроса этого дефицита и начали предпринимать верные шаги в сторону его сокращения. На данный момент банк ставит перед собой задачу грамотно настроить понятные механизмы финансирования в этой сфере.

Сталкивались ли вы с какими–либо трудностями при участии в конкурсах и электронных торгах?

— В прошлом году банк принял решение о трансформации корпоративного блока в целом и создал отраслевые департаменты. Теперь у нас есть департамент по работе с государственными органами и госпредприятиями, сотрудники которого специализируются на работе в данной сфере: разбираются в механике конкурсов, знают все необходимые процедуры для участия. Все ребята грамотные, квалифицированные работники, поэтому сложностей при работе с властями и государственными предприятиями не возникает.

Что дает вам социальное инвестирование? Есть ли в социальных проектах финансовая заинтересованность банка, или вами движет лишь желание помочь городу, найти оптимальное решение острых проблем?

— Да, подобные проекты потенциально не несут прибыли: в конкурсах заработать практически невозможно. Конечно, основная задача банка состоит в том, чтобы зарабатывать деньги для своих акционеров, поэтому мы стараемся, чтобы каждый проект был выгодным для нас.
Мы в России один из последних крупных частных банков и ежегодно показываем хорошие результаты по прибыльности. Поэтому иногда, в рамках кредитной сделки, можем пойти на минимальную маржу, чтобы, к примеру, сохранить клиента и помочь городу реализовать задачи, стоящие перед ним. Мы всегда поддерживали социальные проекты и инициативы правительства по улучшению жизни горожан. Мы — городской банк, нам это интересно.

Должны ли коммерческие банки участвовать в развитии города?

— Могу сказать только за нас: мы считаем, что мы должны, и мы это активно делаем. Банк, который носит название города, не может быть в стороне от его проблем. Кроме того, мы банк высокой культуры и недавно стали генеральным партнером проекта "Метаморфозы", который запустился 18 ноября. Проект осуществляется при поддержке Санкт–Петербурга, и мы решили поучаствовать, чтобы больше людей приобщалось к искусству и творчеству.
Также в прошлом году мы запустили серию встреч "Лучше здесь". Это тематические мероприятия и неформальные встречи, большие и малые, на которых успешные предприниматели и руководители делятся своим опытом в ведении бизнеса. Проект некоммерческий, сюда может прийти любой заинтересованный человек, и мы ничего здесь не продаем. Наша задача — объединить предпринимателей и дать им тот бесценный опыт, который уже есть у спикеров. На одной из таких встреч руководитель Центра развития и поддержки предпринимательства Лев Кузнецов рассказывал о том, какие существуют государственные инструменты поддержки бизнеса, на какие гранты, субсидии и льготы можно рассчитывать, открывая свое дело. За 2018 год состоялось семь встреч на разных интересных площадках — в музее Эрарта, в Капелле, на новой сцене Александринского театра и других.

И все же могут ли банки успешно развиваться, оставаясь вне социальных проблем?

— Конечно, у всех разные точки зрения на этот счет, но я считаю, что для любого большого бизнеса есть социальная ответственность. Мы не должны быть нацелены только на то, чтобы зарабатывать и ничего не отдавать, — надо помогать, и надо делиться. Многие успешные крупные бизнесы, не только банки, несут социально ответственную функцию, разумеется, исходя из того, сколько они зарабатывают и сколько могут позволить себе выделить на реализацию социальных проектов.