Интеллект человеческий и искусственный. Как машины и люди помогают друг другу

Cемен Черноножкин и Андрей Корхов занимаются развитием интеллекта: первый помогает петербуржцам играючи тренировать ум, память и логику, а второй научил искусственный интеллект помогать человеку в нелегком выборе — что надеть и где это купить со скидкой. Оба предпринимателя подчеркивают: без интернета и социальных сетей история успеха их проектов не была бы такой громкой.

Семен Черноножкин первым привез в Петербург и Россию теперь уже мировую игру «Мозгобойня»: это он научил петербуржцев и россиян играть в интеллектуальный квиз в пабах. Сейчас в городе в месяц проходит около 25 игр, в среднем они собирают 4,5 тыс. человек.
Семен приехал в Петербург из города Капустин Яр Астраханской области. Окончил Политех, участвовал в сетевом маркетинге, открыл магазин хозтоваров, закрыл его, затем был магазин детских товаров — в общем, искал себя, пробовал разные проекты.
В тот момент, когда он всерьез увлекся «Мозгобойней», Семен уже работал бизнес-тренером швейцарской компании Gustav Kaser Training International. Обучал персонал и руководство российских компаний, выстраивал коммуникации внутри корпораций.
Очередной бизнес он начал в 2015 году, присоединившись к команде соучредителей «Мозгобойни». Идея игры по мотивам «Что? Где? Когда?» в формате барной викторины впервые появилась в 2012 году в Минске. Сейчас в эту игру играют по всему миру — более чем в 260 городах 15 стран. Семен вместе с Юлией Родионовой сделали игру модной сначала в Петербурге, потом отправили ее в Самару, а дальше — по всей России и в другие страны. «Мы масштабировали и запускали франшизы по всему миру. Когда открывал филиал в Америке, жил там полгода», — вспоминает он.
Схема одинакова для любого города: бар или ресторан, платный входной билет, команды по четыре-девять человек, семь раундов и приз победителям. Главная фишка — атмосфера игры и вопросы, смешение интеллектуальной игры и вечерних посиделок за столом с друзьями. Каждый раз это загадки о новостях, кино, музыке. Вопрос может быть текстовый, музыкальный, в виде мема или видеоролика.
«На первую «Мозгобойню» пришли 60 человек: мы позвали всех друзей, знакомых и родственников, — вспоминает Семен. — Начинать свое дело было трудно, никто не знал, что это, будет ли интересно, стоит ли идти. Это была абсолютная новинка. Мы были первопроходцами. Задавали новый тренд. Но нас так зажигала сама идея, что мы без устали рассказывали о новой игре где только можно, особенно в соцсетях и СМИ. Контент-плана не было: были задор, вера в себя и большое желание попробовать».
Сейчас подобных «Мозгобойне» квизов в городе уже больше 30, но компания держит марку: проводят игру в Эрмитаже, приглашают звезд и прочее. В своих соцсетях Семен рассказывает и про квиз, и про другие свои бизнесы, и про книги, которые он читает, воспитывая осознанность у своих подписчиков.
«В своих выступлениях, мастер-классах, постах в Facebook, сториз в Instagram я увлекаю людей своим мышлением, увлекаю их меняться — мне кажется, что у меня это получается, — объясняет Семен. — Зачем? Я исхожу из того, что мышление определяет поведение. Я пытаюсь выстроить свою жизнь и жизни людей вокруг так, чтобы мы ходили на работу не потому, что это надо, а потому, что это то, чем мы правда хотим заниматься».
«Мы, например, полгода работали над возможностью сыграть в Эрмитаже. 150 игроков полностью погрузились в историю, искусство, культуру. Такие проекты подстегивают меня не останавливаться и ставить все более дерзкие цели», — говорит Семен. По данным Forbes, паушальный взнос на франшизу «Мозгобойни» в 2018 году составлял в среднем 3,5 тыс. евро, а выручка компании на март 2018-го — 154 млн рублей.
В 2019 году Семен с другом активно занялись стартапом на стыке обучения и развлечения. Это образовательный проект для школьников под названием «Виртуальная энциклопедия» (Altair VR). В рамках нее детям и подросткам на дополнительных уроках показывают VR–фильмы по биологии, географии, истории, астрономии и другим естественным наукам. Целевая аудитория — дети от 7 до 15 лет. Семен снова несет новый тренд в массы: у нас VR пока больше используют для рекламы и маркетинга, но, например, в США подобные технологии внедрены в 18% образовательных учреждений.
Еще один его любимый проект — «уТренинг»: тематические завтраки наподобие тех, что делает по всему миру Creative Mornings, только в формате, позволяющем аудитории активно включаться в обсуждение заявленной темы со спикером.
«Я любопытен. Так мне кажется. У меня по-прежнему нет ответа на вопрос: «Куда идти?» Поэтому я постоянно ищу, общаюсь, читаю. Не представляю свою жизнь иначе, — говорит Семен. — Когда у меня есть мысли или открытия, я делюсь ими в соцсетях, мне важно «говорить». Обычно кому-то это нужно. И мне важен этот отклик. Так что интернет и соцсети для меня один из неотъемлемых и важных способов коммуникации».
«Я не представляю, как можно теперь что-то успевать, познавать, изучать, стремиться и как вообще взаимодействовать без какой-либо связи. Интернет, особенно в мобильном смартфоне, планшете, — это то, что максимально приближает меня к другим, даже когда моего тела нет рядом. Я могу проводить встречи онлайн, находясь за 1 тыс. км. И делаю это часто. Это очень важно, чтобы не терять скорость. А уж про обучение я вообще не говорю, — размышляет Семен. — Естественно, мы используем интернет не только чтобы взаимодействовать с коллегами и партнерами. Мы активно пользуемся соцсетями для продвижения каждой игры и поддерживаем интерес к нашим мероприятиям у сообщества игроков в «Мозгобойню»: постим, шерим, выкладываем фото, делаем опросы и задаем вопросы».
Андрей Корхов научил искусственный интеллект распознавать, что изображено на фото и видео, а потом искать, где купить эти товары по выгодной цене. Технология, разработанная в Петербурге, пришлась по вкусу всему миру.
Идея первого стартапа возникла у Андрея Корхова в тот момент, когда он работал над студенческим дипломным проектом. Это была электронная карта Красноярска с каталогом работающих в городе организаций. Через 6 лет проект частично купила компания «Яндекс», а Андрей занялся новой разработкой. На этот раз идея была глобальнее: сервис, который помогает по фото и видео определить, во что одет человек и где по выгодной цене купить то, что находится в кадре.
Андрей с командой разработчиков смогли научить искусственный интеллект подсказывать модницам и модникам, где купить то, во что одета понравившаяся им телезвезда или фотомодель. Так родился сервис «Сарафан». На разработку ушло несколько лет. Быстро и без ошибок распознавать, что находится в кадре, машинный интеллект обучали с помощью многократного анализа фотографий с различных сайтов, фотостоков и интернет-магазинов одежды, а затем и огромного количества видеоконтента.
Стартап получил грант от Microsoft, стал резидентом Технопарка Санкт-Петербурга, а потом и «Сколково», привлек несколько раундов инвестиций от фонда the Untitled, Сергея Дашкова и немецкого фонда Admitad Invest.
«Мы не боялись рассказывать о себе и делали это на всех возможных площадках — как в интернете, так и офлайн. Каждое упоминание в СМИ транслировали в соцсети, писали посты, рассказывали о том, чего нам удалось добиться в этот раз, что мы теперь умеем, к чему стремимся, — и уже соцсети провоцировали внимание других журналистов и СМИ, — вспоминает Андрей Корхов. — Конечно, в первую очередь их интерес провоцировал инновационный продукт, это очень важно. Но молодым предпринимателям не менее важно не стесняться нести в общество новый тренд, новую идею бизнеса, новые мысли. Активно вести диалог со своей аудиторией. А для этого надо не только работать над технологией и продуктом, но и информировать людей о том, чем ты занимаешься, что нового вы сделали для рынка».
В итоге продукт, разработанный компанией из Петербурга, оказался интересен на мировом рынке. Сейчас в клиентах компании более 122 медийных брендов, в том числе международные. В России компания работает с издательскими домами Independent Media, Conde Nast Russia и Hearst Shkulev Media. Виджеты Sarafan установлены на сайтах Cosmopolitan, Glamour, Woman.ru, «Комсомольская правда», «Домашний очаг».
Для удобства работы с международным рынком главный офис компании переехал в Нью-Йорк. Разработка продукта по-прежнему ведется в Петербурге, в США находятся CEO, продажи и маркетинг. А клиенты – по всему миру, и в Европе, и в Азии.
«Петербург для меня очень важен. Мы начинали здесь, первых инвесторов, клиентов и партнеров нашли здесь, в России, — рассказывает Андрей Корхов. — В 2015 году меня позвали презентовать проект на «Бирже стартапов», там мою презентацию увидел инвестор, который поверил в меня. Человек, который пригласил меня выступить в «ДП», а значит, помог найти инвестора, познакомился со мной благодаря соцсетям. Так что я повторю свою мысль: не стоит недооценивать их силу».
«Sarafan Technology — это IT-компания. Интернет — площадка, где ведется вся работа нашего бизнеса, от обучения нейросетей до продвижения проекта. Данные Sarafan.AI хранятся в облаках. Сам сервис распространяется только при наличии интернета — как с нашей стороны, так и со стороны конечного потребителя — пользователя медийного сайта. Люди читают статьи в интернете, видят красивые модные образы или интерьеры на фото и видео, смотрят, где купить понравившиеся товары при помощи виджета Sarafan, — рассказывает Андрей Корхов. — Мы уже сотрудничаем с сайтами не только в России, но и в Германии, Франции, Италии, Испании, Словении, Румынии и Японии. Зарубежных партнеров мы ищем также преимущественно в интернете, знакомимся в социальных сетях — Facebook, LinkedIn, Xing, затем общаемся по электронной почте, организуем видеоконференции в Zoom. Часть нашей команды работает в Нью-Йорке. Всегда быть на связи опять же помогает интернет. Пять человек из нашей команды — абоненты МегаФон. Причины, по которым они выбрали МегаФон, — наличие интернета в метро, хорошая связь в удаленных населенных пунктах».
Истории Cемена Черноножкина и Андрея Корхова — это часть совместного проекта "ДП" и компании МегаФон о тех, кто молод и не боится нести в свет новые знания, делиться своими открытиями и увлечениями. Наша цель — не только рассказать о тех, кто уже смог добиться первых результатов, но вдохновить вас, наших читателей, задать себе вопрос: « А что начинается с тебя? » Если вы хотите заявить о себе, напишите нам: project@dp.ru