Дмитрий Ратников Все статьи автора
2 ноября 2019, 09:05 10612

Работа над ошибками. Почему нужно переименовать станцию "Шушары"

Фото: ТАСС

В поездах метро впору делать объявление: "Следующая станция "Шушары", выхода к поселку Шушары нет"

Одну из самых крупных топонимических ошибок исправлять, похоже, не собираются, и огромное количество людей дезориентировано уже сейчас.

Едет крыша и не только. Почему в Петербурге до сих пор не переместили ни один дом

Едет крыша и не только. Почему в Петербурге до сих пор не переместили ни один дом

5817
Дмитрий Ратников

Название южной, конечной станции 5–й линии было присвоено в 2009 году. Этому предшествовало обсуждение в рядах членов топонимической комиссии. Рабочее название — "Южная" — было отклонено сразу, поскольку, как на полном серьезе пояснил первый зампред комитета по культуре Александр Воронко, оно являлось бы "топонимической демаскировкой" стратегического объекта — Южной ТЭЦ. Интересно, знал ли "Газпром" об этом, когда вешал на фасад здания крупную вывеску "Южная ТЭЦ", которую видно всем водителям на КАД? Я уж не говорю о том, что название "Южная" только совсем увлеченным людям будет напоминать энергообъект.

Комиссия рассматривала и более справедливый метроним — "Автозаводская" (здание станции находится на углу Автозаводского проезда и Автозаводской улицы). Его завернули из–за того, что это будет повтор аналогичной московской станции. Видимо, когда присваивали "Беговую" и еще кучу других "столичных", об этом аргументе забыли.

Мне кажется, это тот самый случай, когда стоит забыть про свою гордость и переименовать "Шушары". Ну не там находится поселок Шушары, совсем не там. И это постфактум признают, кажется, все.

Заодно стоит пересмотреть и другие названия. Например, довольно странную "Юго–Западную". Как говорится в решении, она так наименована по окружающему району. Но, во–первых, район называется Юго–Запад, а не Юго–Западная (а от географических названий прилагательные образуются с помощью суффикса –ск– и эквивалентов; поэтому сельсовет поселка Бугры — Бугровский, а не Бугорный), а во–вторых, на том же Юго–Западе запланированы еще три станции. Вариант "Казаковская", за который ратуют подземщики, отклонили из–за недостаточной значимости персоны маршала Василия Казакова, хотя теперь уже вряд ли кто будет спорить, что улица Маршала Казакова — важнейший топонимический ориентир местности.

Понимаю: не все территории позволяют дать 100%–ное название. Когда это единственная станция в микрорайоне, то ей сам бог уготовил быть "Гаванью", "Ульянкой" или "Сосновой Поляной". Но есть и сложные случаи. Сейчас комиссия решает, как именоваться конечной на 3–й линии, которая расположится на углу Шуваловского и Комендантского проспектов. Топонимическая привязка унылая: вынужденно рассматриваются "Нижне–Каменская", "Литориновая" (по Литориновым уступу и улице) и "Королевская" (по проспекту Королева). Но даже это не повод вводить людей в заблуждение и называть станцию, к примеру, "Озером Долгим", мотивируя расположением на границе с этим микрорайоном.

В идеале, конечно, стоит провести чистку и других метронимов: "Улицу Дыбенко", как и планировалось еще в 1980–х, назвать "Веселым Поселком", "Пионерскую" — "Комендантским Аэродромом", "Девяткино" — "Мурином", "Ленинский проспект" — "Княжевом", а "Проспект Ветеранов" — "Дачным". В конце концов, "Сенная площадь" и "Новочеркасская" носили же в прошлом другие имена.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама