09:0124 октября 201909:01
162просмотров
09:0124 октября 2019
С мая по сентябрь 2019 года количество партнеров "Яндекс.Такси" на метане увеличилось с 4,3 тыс. до 5,8 тыс. машин. В Санкт–Петербурге и Ленинградской области около 500 такси на метане. Конечно, это немного, что связано с неразвитой инфраструктурой: в городе всего шесть заправок. Немалое значение играет их расположение. Мы нередко советуем руководству регионов изучить географию спроса перед открытием новых станций на метане.
Очень радует, что государство вкладывается в это. Но ресурсов на всех не хватит, требуется создание стимулов для частного бизнеса. Они должны существовать для каждого участника цепочки, чтобы они видели, что вложенный капитал отобьется.
На пассажирских и грузовых перевозках метан выгоден. В сфере грузовых такси переход на метан происходит довольно энергично. Экономика электрокаров спорна: машина попросту может далеко не уехать. В чем плюс метана? Автомобиль способен переключиться на газ и проехать 14 часов, или 283 километра (это, конечно, с учетом отдыха водителя), а затем вернуться на альтернативное топливо.
Сейчас мы хотим выбрать два–три региона, где приложим особые усилия для продвижения газомоторного топлива. Планируем вместе с коллегами из "Газпрома" сформировать нормальный KPI (ключевые показатели эффективности), который можно было бы передавать таксомоторному парку. Чтобы тот мог, отталкиваясь от этого руководства к действию, понимать, через какой период и при каком количестве клиентов стоит ждать окупаемости.
Регионы у нас в стране очень разные. В Калуге, например, мы стремимся к переходу на метан, однако наталкиваемся на сопротивление. Там, когда люди слышат слово "газ", у них возникает чувство тревоги, а в голове транслируются кадры взрывающихся цеппелинов. У нас в Калуге есть партнер, мы пригнали туда собственные машины на метане, но люди боятся пересаживаться на них.
В этом городе есть и другая проблема. Там две заправки: одна в центре, другая на окраине. С утра создается очередь из автобусов на метане, поэтому заправить такси просто невозможно. Мы ведем переговоры с местными АЗС, чтобы они выделили определенные места для такси.
А есть Казань, где, наоборот, невозможно работать на машине или предоставить ее партнеру, если она не оборудована газомоторным оборудованием на метане. Там практически не надо тратить усилий на популяризацию — эффективность метана прекрасно понимают.
Конечно, не во всех регионах будет возможно в краткосрочной перспективе создать нормальную плотность машин на метане, а в каких–то регионах все равно будут развивать электрический транспорт. В некоторых случаях дешевизна метана пугает коммерсантов. Они считают, что и маржинальность будет ниже. Тут, возможно, не помешала бы помощь государства, у которого есть такой инструментарий, как субсидии.
Немаловажный момент — экологический. Этим тоже можно многих мотивировать. Схема проста: люди станут меньше пользоваться личным транспортом, вырастет число такси на метане, а выбросы СО2 сократятся.
Очень важно, что есть вера в государство, в то, что оно не бросит инвестировать в эту сферу. И потому бизнес тоже продолжит вкладываться.
Алексей Федотов, директор по развитию бизнеса "Яндекс.Такси"