Новый способ передвижения привлекает покупателей мобильностью и экологичностью.
Персональный электротранспорт стал реальностью еще несколько лет назад: первые скачки продаж гироскутеров были отмечены в 2016 году.
Как рассказывает специалист отдела продаж интернет–магазина Gyroshop Александр Черемискин, гироскутеры были абсолютно новым веянием и по сути сформировали само понятие "личный электротранспорт". "Их покупали не только для детей, чтобы те поигрались. Приобретали и взрослые — как средство передвижения по городу", — рассказывает Александр Черемискин.
Но если еще в мае этого года на рынке электротранспорта гироскутеры оставались лидером, то сейчас большая часть продаж приходится на электросамокаты — они показывают наиболее высокую динамику по сравнению с прошлым годом.
Наступил третий цикл
Продажи персонального электротранспорта в "М.видео–Эльдорадо" в январе–августе 2019 года выросли по сравнению с тем же периодом прошлого года в 6 раз в товарном выражении и в 5 раз — в денежном. При этом 60% всех "электропродаж" пришлось на самокаты. У "Юлмарта", по словам директора управления продуктовых линий "Промтовары" Никиты Самарина, спрос на электросамокаты в этом году увеличился в 4–5 раз.
"Сейчас третий цикл моды на индивидуальный электротранспорт: вслед за моноколесами стали популярны гироскутеры, теперь — электросамокаты и электровелосипеды. А вот лидеры прошлых лет — гироскутеры — уже не пользуются прежним спросом", — говорит он.
"Персональный электротранспорт стал популярнее, потому что это удобно и недорого, — подчеркивает директор розничной сети odno–koleso.com Дмитрий Любарский. — Можно потратить небольшую сумму денег, получить условно бесплатный транспорт, который не занимает много места и приносит удовольствие. Похожий бум был 3 года назад на гироскутеры: продажи тогда выросли очень сильно. На моноколеса есть стабильный, но все–таки небольшой спрос — это отдельная категория, нишевой продукт, поскольку многим просто лень учиться на нем ездить. А самокат — более понятный транспорт".
"Если сравнивать самокат с велосипедом, то нельзя сбрасывать со счетов фактор компактности, — напоминает организатор движения городских самокатов Let’s Kick Александр Нилов. — Электросамокаты, конечно, весят в 2 раза больше своих механических собратьев, но со складными моделями парковка не нужна — удобно заходить в различные заведения, перевозить в наземном транспорте или метро".
Готовь сани летом
В Gyroshop рассказали, что бум начался в апреле и длился до первых чисел августа. "К тому моменту те, кто хотел, купили. А сейчас электросамокаты покупают в основном те, кто ждал, пока спадет цена, — чтобы опробовать новый транспорт сейчас, пока холода не наступили, а основное удовольствие получать уже в следующий летний сезон", — комментирует Александр Черемискин. Он не исключает, что следующий микробум продаж электросамокатов может наступить в декабре — в период традиционных новогодних скидок.
Самые популярные в этом сезоне модели — из бюджетного сегмента. Чаще всего в магазинах наиболее востребованными называют модели производителя Kugoo. Например, модель Kugoo S3 в разгар сезона стоила 14 тыс. рублей (сейчас — 11,5 тыс.). Также большим спросом в этом году пользовались StarWay, Xiaomi и NInebot. В "М.видео–Эльдорадо" самым популярным производителем назвали iconBIT.
Ценовая доступность — один из важнейших факторов роста популярности самокатов. Учитывая стоимость бензина и проезда, такой способ передвижения становится выгодным. К тому же средний пробег самоката без подзарядки составляет 20 км — этого хватает, чтобы добраться до работы и обратно.
"Если раньше персональный электротранспорт воспринимался как игрушка, то сейчас он быстро становится частью городской среды и даже инфраструктуры. Самокат не всегда может заменить личный автомобиль, но, выполняя функцию транспорта первой (последней) мили, он позволяет, например, припарковаться за несколько километров от офиса или дома и не тратить время на поиск свободного места", — отмечает Александр Нилов.
Несмотря на все плюсы экологичного способа передвижения, многих потенциальных покупателей отпугивает отсутствие реальной безбарьерной среды. Главные "неприятели" обладателя электросамоката — бордюры, старое дорожное покрытие, подземные и наземные переходы. Ну и, конечно, некоторые участники уличного движения в мегаполисе.
"Мы часто говорим о низком уровне культуры вождения, но не стоит забывать, что водители — это те же пешеходы. Например, часто можно видеть людей, идущих по велодорожке, велосипедистов или самокатчиков, катающихся на огромной скорости в людском потоке. Как только все мы научимся уважать окружающих, передвигаться по городу станет гораздо приятнее", — говорит Александр Нилов.