Не чистой науки ради. Ректор Петербургского морского технического университета Глеб Туричин об исследовательском потенциале

Научные разработки должны оперативно воплощаться в железе и электронике, уверены в Санкт–Петербургском морском техническом университете. О стратегии и тактике монетизации исследовательского потенциала — ректор университета Глеб Туричин.

У вашего университета самые впечатляющие результаты по весу доходов от НИОКР в общих доходах. Такие показатели продиктованы спецификой вуза или активной работой с заказчиками?

— Мы изначально нацелены на практический результат. Если в процессе работы возникает новое знание — это замечательно. Но не ради этого делается работа. А для того, чтобы ее результаты были реализованы в железе, в пластмассе, в электронных схемах. Тот продукт, что мы передаем в промышленность, — это объекты в высокой степени готовности. Это не проекты, а технологические системы и обученные команды эксплуатантов. Внутри университета мы делаем все, начиная от базовой идеи и заканчивая готовым изделием. Это в особенности привлекает промышленность, поскольку работать с полуфабрикатами предприятиям тяжело. Причем это продукт с очевидной для заказчика абсолютно реальной стоимостью.
Отмечу и технологию работы с промышленностью, которую привнесла в вуз новая команда. Она была выработана нами на основе немецкого опыта взаимодействия исследовательских центров и вузов с промышленностью.

Какие разработки вуза востребованы? Кроме оборонно–промышленного комплекса, есть ли "запрос на науку" у гражданского судостроения?

— В первую очередь востребованы работы по промышленным лазерным и аддитивным технологиям — больше трети от общего объема научных работ вуза. В процентном соотношении НИОКР, выполняемые для нужд ОПК страны и для гражданского судостроения, распределяются приблизительно 50 на 50. Мы идем к выполнению указания президента.
Если посмотреть на нашего основного промышленного партнера — Объединенную судостроительную корпорацию, объем военной продукции там выше, чем гражданской. Но мы работаем с некоторым опережением текущей ситуации. Наша основная работа — по проектированию судостроительных производств, к примеру, проект по онежской верфи — гражданский. На базе вуза работает Центр арктических инновационных технологий. Мы занимаемся разработками технологии добычи и транспортировки ископаемых по шельфу, успешно изготавливаем морскую робототехнику.

Каково соотношение между государственными и частными заказчиками?

— Необходимо определиться в терминологии — какого заказчика считать государственным, какого — частным. Например, АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" — это АО, но на 100% принадлежит Российской Федерации. Если делить заказчиков на крупный и малый бизнес, то процентное соотношение примерно 90 против 10.

Достаточно ли сейчас мест работы для ваших выпускников в Петербурге и СЗФО?

— На протяжении последних 3 лет ежегодный прием растет на 13–15%, в 2019–м — взрывной рост, причем сильно связанный с внебюджетным набором. Стране нужно, чтобы мы выпускали в год примерно 1,5 тыс. инженеров. Часть наших ребят уходит в ВМФ — это минус из выпуска для отрасли. Те специалисты, которых вуз начал готовить по лазерным и аддитивным технологиям, становятся нужны не только для судостроения, но и для авиационных и двигателестроительных заводов, для военных и гражданских ракетчиков.