Метро не только ездит, но и возит. Три новые станции метро откроют со второй попытки

Автор фото: Сергей Ермохин

Сегодня со второй попытки должны открыть для пассажиров три новые станции Фрунзенского радиуса метро.

По словам губернатора Александра Беглова, станции были готовы к 5 сентября, когда их планировали открывать в первый раз. И метростроевцы выполнили все свои обязательства. Однако у Ростехнадзора, нашедшего порядка 100 замечаний, было иное мнение: ведомство не выдало заключение о соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации (ЗОС). Этот документ Дирекция транспортного строительства (заказчик) получила только 1 октября. В этот же день Госстройнадзор выдал разрешение на ввод нового участка Фрунзенского радиуса в эксплуатацию. Открыть станции для пассажиров можно было тогда же, но решили еще раз провести торжественную церемонию.
Еще осенью 2019 года должен был быть готов участок Лахтинско–Правобережной линии (оранжевая ветка), состоящий из станций "Театральная" и "Горный институт". Теперь, согласно допсоглашению, заключенному между Смольным и "Метростроем", пробить ее до "Горного института" должны до 31 мая 2022 года, "Театральную" же планируют открыть только в 2024–2025 годах. Отстает от первоначальных сроков и Красносельско–Калининская линия (коричневая).
Видимо, все это заставило Смольный перестать, как выразился глава комитета финансов Алексей Корабельников, "лукавить и кого–то обманывать" в части финансирования метростроения. В 2020 году по этой статье расходов КРТИ получит лишь 13,7 млрд рублей, хотя предыдущее руководство города считало, что на строительство метро ежегодно необходимо направлять по 30 млрд рублей.
"Пока не понятно, кто и как будет строить у нас метро. Как только будут надежные партнеры, которые смогут обеспечить необходимые темпы строительства, мы начнем увеличивать объем ассигнований", — заявил Корабельников. Для "надежных партнеров" он пообещал нарастить финансирование к 2022 году до величины 32 млрд рублей.
Под такими партнерами, видимо, подразумеваются московские подрядчики, которыми Смольный пугает единственного петербургского метростроителя с конца прошлого года. Недавно к ранее упоминавшимся "Стройтрансгазу", "Ингеокому" и "Ойкумене" присоединилась китайская компания China Railway Construction Corporation (CRCC). Их совместный консорциум с российской группой "ВИС" уже предложил проект по строительству линии метро от "Проспекта Ветеранов" до кампуса ИТМО в городе–спутнике Южном с заходом в аэропорт Пулково.
"Метрострой", вероятно, надежным уже не считают. В Смольном опасаются банкротных исков к компании. Таковыми грозятся, в частности, ПАО "Сбербанк" и один из крупнейших дорожных петербургских подрядчиков "АБЗ–Дорстрой".
Многие "дочки" "Метростроя" уже банкроты, не в лучшем финансовом состоянии находится и головная организация. При этом ряд наблюдателей отмечает, что альтернативного подрядчика создать не просто, а москвичи к нам не рвутся, поскольку им хватает загрузки. "Москвичи приходили, били по рукам с руководством, шли в "Метрострой" договариваться на субподряд, получали отказ и уходили", — вспоминает один из экспертов. Возможно, впрочем, теперь ситуацию принудительно поменяют.