Кратковременный пик. Цена на топливо в Петербурге выросла за год выше НДС, но ниже инфляции

Автор фото: EPA/Vostock-Photo

Соседей беспокоят надвигающиеся траты на импорт нефти, а в мире находят ее новые масштабные источники.

Сентябрь в Петербурге — противоречивый. Дождь и листья с деревьев падают, а цены на бензин — растут. По данным ЦДУ ТЭК, за 4 недели стоимость АИ–92 выросла до 42,42 руб./л (+0,10 руб./л), АИ–95 — до 45,73 (+0,08 руб./л), а летний дизель разливается по цене 46,34 руб./л, прибавив к стоимости 16 копеек.
Данные товарно–сырьевой биржи в период с января по сентябрь 2019 года показывают падение реализации бензинов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (–0,7%). Больше всего провалились продажи марки "Супер–98" (–2,9%). Но есть и обратные примеры: продажи 95–го увеличились на 1,9%, а "сотого" и вовсе в 4,2 раза. Однако спрос на эти марки не улучшил итоговый результат. Зато положительную динамику показывает дизельное топливо. В целом на торгах за 9 месяцев реализовано 5,5 млн т — что на 16,8% больше, чем в прошлом году. Больше всего реализовано межсезонного дизеля (+30,8%).
Свой отчет по ценам на топливо за август 2019 года представил и Росстат. За год, по его информации, цена бензина в Петербурге выросла так: АИ–92 — на 2,3%, АИ–95 — на 2,6%, АИ–98 — на 3%, ДТ — на 3,7%. Соотношение цены автомобильного бензина и нефти — 1,3 раза. В августе 2018–го бензин стоил дороже нефти в 1,4 раза.
"В нашей стране связь между ценой нефти и ценой нефтепродуктов обратная — чем дешевле нефть, тем дороже нефтепродукты. Казалось бы, безумие. Но есть в этом безумии своя логика. Дело в том, что доходы бюджета формируются от цены на нефть. Высокие цены на нефть — это благо для бюджета, и Минфин не свирепствует по части акцизов и налогов на нефтяную отрасль. Но если нефтяные цены падают, то для наполнения бюджета включаются механизмы его пополнения за счет внутренних ресурсов, и в первую очередь через повышение акцизов и налогов на нефтяные компании. А те, в свою очередь, повышают цены на АЗС для рядовых потребителей", — констатирует генеральный директор АО "РКИ" Виктор Костюков.

От этих и от тех

Альтернативу российской нефти продолжает искать Белоруссия. Во–первых, история с "Дружбой" хоть внешне и утихла, но не исчезла совсем. Вопрос в компенсациях. Как заявили на ОАО "Гомельтранснефть Дружба", для полного возмещения издержек белорусского оператора "Дружбы" тариф на прокачку нефти по территории страны надо повысить на 21%. Это позволит вернуть до конца 2019 года 100% затрат.
Также Белоруссии не дает покоя приближающееся завершение налогового маневра в России. Озираясь по сторонам, правительство страны заметило Польшу, откуда реверсом по "Дружбе" можно прокачивать нефть на белорусские НПЗ. "Перемычку сделаем, на два завода будем сразу поставлять. Из четырех ниток нефтепровода "Дружба" мы заберем сначала две. И реверсом будем качать", — сказал президент Белоруссии Александр Лукашенко. Помимо этого, белорусская сторона также намерена расширять географию поставок нефтепродуктов — задействовав в работе Украину. "Нафтогаз" уже импортирует дизельное топливо с Мозырского НПЗ.
В течение октября Белоруссия планирует подписать соглашение о поставках нефти из Казахстана — об этом также объявил Александр Лукашенко. Обсуждаемые объемы поставки нефти — 3,5 млн т в год. Главное условие Казахстана — гарантия Белоруссии, что она не будет реэкспортировать казахстанскую нефть и экспортировать произведенные из нее нефтепродукты. Однако пока стороны не определились со сроками вступления соглашения в силу. "Согласно межправительственным договоренностям, Белоруссия может импортировать из РФ 24 млн т нефти в год, а ввозить для переработки 18 млн т нефти. Таким образом, в случае реализации договоренности основной объем останется за российскими производителями. Транзит казахстанским производителям необходимо будет согласовать с российской стороной. В любом случае транспортное плечо окажется больше, а значит, и нефть будет дороже", — считает исполнительный директор "НААНС — МЕДИА" Тамара Сафонова.

Ни барреля нефти

Прошло несколько недель после главного резонансного происшествия — атаки дронами завода нефтяной компании Saudi Aramco. Добыча картеля ОПЕК в сентябре упала до восьмилетнего минимума из–за выпадения половины объема Саудовской Аравии по причине атак на НПЗ. Объем производства картеля составил 29,8 млн б/с, что на 750 тыс. б/с меньше августовского показателя.
На фоне образовавшегося дефицита котировки на нефть резко подскочили, показав пиковые значения в году. Эксперты и аналитики взялись пачками выдавать прогнозы по будущности цен на нефть. Иные называли цифру даже $100 за баррель. Однако "быки" пробежали мимо, а ожидания дефицита сырья оказались напрасными. Менее чем за 2 недели Saudi Aramco починила завод и вывела его работу на полную мощность. В преддверии IPO компания не хочет подводить клиентов. "В преддверии новой торговой недели рынок переориентируется на возможный избыток нефти, ожидая, что риски на Ближнем Востоке продолжат снижаться в краткосрочной перспективе", — отметил эксперт Нью–Йоркского института по управлению энергоресурсами Доминик Чиричелла.
"Тот факт, что королевству удалось нормализовать добычу нефти, в значительной мере снижает риски перебоев с саудовскими поставками энергоносителя, что также отражается ликвидацией соответствующей премии в котировках актива, — говорит главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович. — Заметим, что подрыв добычи в Саудовской Аравии изначально воспринимался нами как временный фактор, что также не позволяло ожидать от котировок масштабного "рывка" к уровням $70 и выше и уж тем более закрепления цен на данных отметках. Тем не менее мы считаем, что за то время, пока саудовцы восстанавливали добычу, потребление коммерческих запасов сырья могло увеличиться, что может стать дополнительным фактором поддержки ценовой конъюнктуры в перспективе IV квартала. В то же время основным фактором давления на ценовую конъюнктуру нефтяного рынка остается ослабление мирового спроса на энергоноситель в условиях торможения роста мировой экономики".
Из других новостей нефтяного мира — обнаружение в Китае нового месторождения с запасами 1 млрд т нефти. Это дело "рук" "дочки" CNPC (пятая в мире по объемам добываемой нефти). По объемам новичок входит в сотню крупнейших в мире. "Влияние данной новости на нефтяные цены было весьма опосредованным. Китайская PetroChina открыла нефтяное месторождение в бассейне Ордос с запасами более 1 млрд т нефти, однако вопрос того, когда компания сможет приступить к разработке месторождения и приступит ли в целом к реализации такого проекта, остается открытым на среднесрочную перспективу", — добавляет Антон Покатович.