Пятнадцатый фестиваль "Современное искусство в традиционном музее"

 

В пятнадцатый раз в Петербурге проходит фестиваль "Современное искусство в традиционном музее". Начинался он в 2000–м, так что его впору назвать старейшим петербургским арт–фестивалем. На заре этого тысячелетия многочисленные музеи, которых в нашем городе, по самым скромным подсчетам, около 300, переживали не лучшие времена. Госфинансирование тогда было символическое, а публике было не до культурного досуга. В эпоху, когда советская цивилизация исчезла, а новая только зарождалась, музеи мало кого интересовали. Фестиваль, организованный фондом "ПРО АРТЕ", вернул жизнь в эти институции. Причем современные художники, надо признаться, во многих отношениях раз за разом проигрывали старым, весомым, грубым, зримым музейным экспозициям. Гораздо чаще запоминались не инсталляции или перформансы, а сами музеи. Время шло, и постепенно музейная жизнь входила в нормальную колею. Фестиваль же стал традицией, без которой сложно представить современный Петербург.
И вот этой осенью — новый проект. Он о непростых отношениях ушедшей в прошлое аналоговой культуры и современных цифровых технологий. На этот раз "ПРО АРТЕ" объединил семь музеев. Последние годы стало традицией устраивать фестиваль по территориальному признаку: например, на Петроградской стороне, а в этом году — в Центральном и Адмиралтейском районах. Курирует проект заведующий отделом искусства XX–XXI веков Эрмитажа Дмитрий Озерков. Среди участников — выпускники программы для молодых художников, которая была открыта "ПРО АРТЕ" примерно в одно время с появлением фестиваля.
Центральной площадкой стал Музей железных дорог России на Садовой. Здесь выставлены видеоинсталляция Тани Ахметгалиевой, звуковая фантазия Александра Морозова и хореографический проект Дома танца Cannon Dance. В Музее Арктики и Антарктики — видео в стиле "ретротехно" Антона Хлабова плюс серия рисунков Аси Маракулиной о путешествии на Шпицберген. В Музее истории религии фильм Влада Кулькова рассказывает о том, как можно отлить скульптуру, не прикоснувшись к ней пальцем. Остальные проекты столь же любопытны. Время идет, аналоговая культура уходит в прошлое, но "ПРО АРТЕ" по–прежнему умеет не дать нам заскучать.