Победит ли цифра бумагу?

 

Регулярно мне приходится отвечать на вопрос, который задают совершенно разные люди: "А как сейчас, когда резко упали тиражи газет и книг, вообще выживает ваша типография?" И каждый раз я даю один и тот же ответ.
Разумеется, все мы помним персонажа известного художественного фильма, который утверждал, что вскоре не останется ничего — ни театра, ни кино, ни книг — будет только одно телевидение. И ведь действительно, во времена, о которых идет речь в той картине, было массовое ощущение, что именно так и произойдет, и телевидение поглотит все другие средства массовой коммуникации. Но прошли десятилетия — и картина оказалась совсем иной. Театр, кино и книги никуда не делись, а само телевидение достаточно сильно трещит под напором интернета.
Но вернемся к бумаге. Как–то в начале девяностых годов прошлого века, когда особенно сильно начали распространяться компьютерные технологии, футурологи прогнозировали, что после введения активного электронного документооборота в 2 раза снизится расход офисной бумаги. Но в результате в достаточно короткий срок этот самый расход вырос в 4 раза — увеличенный документооборот потребовал чаще эти самые документы печатать.
Да, сейчас картина несколько отличается от девяностых. И действительно, электронные книги в достаточной степени потеснили книги бумажные, а электронные СМИ не уступают порой в популярности отдельным печатным изданиям. Но мы видим, что до полного перехода в цифру еще очень и очень далеко.
Не уменьшается количество людей, которые хотят держать в руках красиво напечатанную книгу, — в последнее время оно даже растет, потому что в молодежной среде возвращается мода на чтение книг. Качественные — и с точки зрения полиграфии, и с точки зрения контента — печатные издания, как и 25 лет назад, с удовольствием читают каждое утро тысячи людей. Причина проста: как бы технологии ни развивались, человек остается человеком. Нейрофизиологи утверждают: то, что мы можем потрогать, почувствовать, подержать в руках, на 40% более значимо для нашего мозга, чем то, что мы видим на экране.
Разумеется, типографиям стало сложнее выживать — но это в результате привело к особенному росту качества продукции, потому что уверенно себя чувствуют именно те, кто не только заработал себе хорошую репутацию, но и умеет поддерживать ее, давая своим клиентам не только тот уровень качества, который они хотят, но даже немного лучше. Да, те, кто не смог перестроиться, вынуждены были уйти с рынка. Но те, кто остался, продолжают активно развиваться, и мне приятно осознавать, что среди них и наша типография "Девиз".
И я уверен, что многое в мире может измениться — и на смену интернету придет какая–нибудь новая система, и телевидение может уступить под напором сети. Но можно не сомневаться, что, как и много лет назад, люди будут читать хорошие книги и качественные газеты.