Время среды пришло: петербуржцам нужна новая городская среда

 

Современным петербуржцам нужна новая городская среда: насыщенная событиями и трендами, динамичная, зрелищная. И у города есть большие перспективы для создания общественных пространств новой формации. Такие проекты должны появляться в центре Петербурга, например на месте привычных парков и садов. Это могут быть и проекты редевелопмента серого пояса рядом с исторической частью города, и находящиеся на удалении от туристических маршрутов, например такие как Музей стрит–арта.
Ориентиром для бизнеса могут стать крупные зарубежные проекты, такие как White City в Лондоне или Porta Nuova в Милане. Они, как и многие другие общественные пространства, известные на весь мир, были созданы частными девелоперами и инвесторами, причем не как обязательная нагрузка в виде "социальной ответственности бизнеса", "требований РНГП" или "инвестиционных обязательств", а как мотивированное решение, базирующееся на экономике.
Принято считать, что само по себе общественное пространство не является прибыльным и самоокупаемым. В лучшем случае собственник или девелопер будет доволен, если регулярные ежегодные затраты на содержание общественного пространства покрываются его прямыми доходами.
Зачем тогда бизнес занимается такими проектами? Если опустить все причины политического характера (хотя и за ними, как правило, стоят экономические расчеты: пойти навстречу властям "в обмен" на лояльность в согласовании потенциально резонансного проекта), проект общественного пространства приносит косвенную выгоду для инвестора.
Притягивая необходимую инфраструктуру и генерируя в случае успеха серьезные потоки посетителей, они существенно повышают качество и экономику более крупного проекта, в состав которого это пространство входит.
Более того, само качество среды, инфраструктуры, знаковость места, которая достигается за счет создания общественного пространства, дают возможность реализовывать другие продукты по соседству: офисы, гостиницы, торговые центры и даже жилье — с определенной премией. За счет таких дополнительных доходов окупается само общественное пространство.
Но это в теории. На практике же оценить эффект от общественного пространства можно лишь постфактум. Например, первое офисное здание, которое в этом году откроется в Новой Голландии, удалось крайне успешно сдать в аренду еще на стадии реконструкции объекта во многом благодаря новому имиджу и инфраструктуре острова.
Петербургские инвесторы постепенно включаются в процесс создания общественных пространств. Один из свежих примеров — история с теплицами Таврического сада. Не каждому девелоперу по силам создать такой продукт — это гораздо сложнее, чем построить жилой или коммерческий комплекс.
Главная сложность даже не в размере инвестиций, а в умении достигать баланса интересов с широкой аудиторией стейкхолдеров, в число которых входят властные структуры и общественность. Нельзя забывать и об упомянутой выше сложности с правильной оценкой экономического эффекта от общественного пространства, с дальнейшим обоснованием финансовой модели банку и т. д.
Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International