В один клик. Онлайн–агрегаторы начали продажи экскурсий

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Начав с бронирования отелей, онлайн–агрегаторы перекинулись на авиа– и ж / д билеты, а закрепившись там, осваивают теперь новую нишу — экскурсии

Двузначный рост

Сегодня на рынке несколько игроков, ведущие среди них Sputnik8.com, TicketTours, Tripster, Travelpayouts. Бизнес–модель агрегатора выглядит так: он сводит поставщиков, то есть гидов и турфирмы, и потребителей, то есть туристов. Продажи идут как через собственный сайт или приложение, так и через гиперссылки, баннеры и виджеты на сайтах–партнерах, например порталах–путеводителях. Агрегатор взимает за сделку комиссию с поставщика и, если продажа была, допустим, через виджет на стороннем сайте, делится ею с сайтом–партнером.
По данным Travelpayouts, за последние 3 года число онлайн–бронирований экскурсий в Петербурге увеличилось в 7 раз. Средний чек при этом вырос на 35%, до 3500 рублей. Sputnik8.com по числу бронирований растет ежегодно в 2,5 раза, рассказывает его гендиректор Александр Ким, правда, чек на прежнем уровне, что связано с падением платежеспособности основной аудитории сервиса — россиян. У TicketsTour, по словам гендиректора компании Алексея Грушина, также положительная динамика: "За 2 года рост как продаж, так и ценника — почти 40%. Средняя стоимость купленной экскурсии — на уровне 6 500 рублей".
Совладелец туристического портала "Окно в Петербург", продающего экскурсии через виджеты нескольких агрегаторов, Сергей Григорьев подсчитывает: "С мая по август 2019–го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост заказов составил 40%, цена покупки увеличилась на 32%".

Специалисты

Travelpayouts выделяют несколько факторов скачка, главные из которых — растущее доверие потребителей к онлайну, удобство оформления заказа и избавление от неудобств, связанных с покупкой в офлайне. "Страх перед онлайном пропал. Есть страх, что не понравится экскурсия, но можно заранее ознакомиться с отзывами, их у нас уже 14 тысяч", — подчеркивает Александр Ким выигрышные стороны агрегаторов. "Туристы все меньше боятся расставаться удаленно с большими суммами. Например, через нас купили просмотр парада в День ВМФ с плавучей пристани за 30 тысяч рублей, в норму входят покупки за 20–25 тысяч. Год назад о таком можно было только мечтать", — отмечает Сергей Григорьев.
Александр Ким упоминает, что агрегаторы позволяют оценить и увидеть сразу большой спектр вариантов экскурсии и сравнить цены.
Работа с зарубежными туристами, несмотря на увеличение их числа в Петербурге, большинство агрегаторов пока не привлекает. Регулярных экскурсий, проводимых для групп по расписанию на иностранных языках, кроме английского, мало, отмечает Алексей Грушин. По этой причине TicketTours в продажах для иностранцев сосредоточился на вещах, которые не требуют сопровождения гида, например прогулки по рекам и каналам или метеоры в Кронштадт и Петергоф.
Впрочем, иначе обстоят дела у тех, кто продает экскурсии в новом формате — так называемые self–guided tours: турист скачивает приложение и самостоятельно гуляет по определенному маршруту, слушая рассказ или даже участвуя в квесте. Владелец сервиса Surprise Me, работающего в этом сегменте, Александр Головатый говорит, что для его компании приоритетной является как раз иностранная аудитория. "Наши продажи интуристам превышают продажи в русскоязычном сегменте в 15 раз", — говорит он, добавляя, что сервис будет адаптирован под разные языковые группы. Зарубежным гостям сложно найти хороших и недорогих гидов на своем родном языке, в том числе в Петербурге. И мобильное приложение для них служит отличным выходом.

Придет ли "Яндекс"?

Экскурсионные агрегаторы по оборотам пока еще скромны, если сравнивать с рынками билетов на транспорт, мероприятия или бронирования отелей. Но если есть сильный рост, может ли этот сегмент заинтересовать больших игроков?
Сооснователь сообщества тревел–предпринимателей Travel Startups Леонид Пустов отмечает, что "экскурсии в мире привлекают крупные компании: так, Booking.com купил FareHarbor, а TripAdvisor — Viator и Bokun". Однако в России "сегмент пока еще слишком мал", чтобы говорить об интересе со стороны, например, того же "Яндекса", который пока занят авиабилетами и отелями. Александр Ким в свою очередь уверен, что "рынок экскурсий достаточно велик, чтобы привлечь крупных игроков. Им будет проще купить существующие компании или работать в партнерстве". Сам Sputnik8.com уже сотрудничает со Сбербанком, Tutu.ru и OneTwoTrip.
"Предложения о покупке периодически поступают, но мы пока капитализируемся", — признается Алексей Грушин. Александр Головатый обратил внимание на то, что через онлайн продается только 3–5% экскурсий в России. Похоже, что это означает одно: двузначный рост, который виден в последние годы, вполне может смениться бумом. И тогда вопрос, придет ли в сегмент "крупняк", сменится более конкретным: когда?