Фото: Сергей Ермохин

В один клик. Онлайн–агрегаторы начали продажи экскурсий

Начав с бронирования отелей, онлайн–агрегаторы перекинулись на авиа– и ж / д билеты, а закрепившись там, осваивают теперь новую нишу — экскурсии

Двузначный рост

Воспользоваться приливом. Как туристической отрасли Петербурга решить проблему сезонности

Воспользоваться приливом. Как туристической отрасли Петербурга решить проблему сезонности

5237
Иван Ступаченко

Сегодня на рынке несколько игроков, ведущие среди них Sputnik8.com, TicketTours, Tripster, Travelpayouts. Бизнес–модель агрегатора выглядит так: он сводит поставщиков, то есть гидов и турфирмы, и потребителей, то есть туристов. Продажи идут как через собственный сайт или приложение, так и через гиперссылки, баннеры и виджеты на сайтах–партнерах, например порталах–путеводителях. Агрегатор взимает за сделку комиссию с поставщика и, если продажа была, допустим, через виджет на стороннем сайте, делится ею с сайтом–партнером.

По данным Travelpayouts, за последние 3 года число онлайн–бронирований экскурсий в Петербурге увеличилось в 7 раз. Средний чек при этом вырос на 35%, до 3500 рублей. Sputnik8.com по числу бронирований растет ежегодно в 2,5 раза, рассказывает его гендиректор Александр Ким, правда, чек на прежнем уровне, что связано с падением платежеспособности основной аудитории сервиса — россиян. У TicketsTour, по словам гендиректора компании Алексея Грушина, также положительная динамика: "За 2 года рост как продаж, так и ценника — почти 40%. Средняя стоимость купленной экскурсии — на уровне 6 500 рублей".

Совладелец туристического портала "Окно в Петербург", продающего экскурсии через виджеты нескольких агрегаторов, Сергей Григорьев подсчитывает: "С мая по август 2019–го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост заказов составил 40%, цена покупки увеличилась на 32%".

Специалисты

Travelpayouts выделяют несколько факторов скачка, главные из которых — растущее доверие потребителей к онлайну, удобство оформления заказа и избавление от неудобств, связанных с покупкой в офлайне. "Страх перед онлайном пропал. Есть страх, что не понравится экскурсия, но можно заранее ознакомиться с отзывами, их у нас уже 14 тысяч", — подчеркивает Александр Ким выигрышные стороны агрегаторов. "Туристы все меньше боятся расставаться удаленно с большими суммами. Например, через нас купили просмотр парада в День ВМФ с плавучей пристани за 30 тысяч рублей, в норму входят покупки за 20–25 тысяч. Год назад о таком можно было только мечтать", — отмечает Сергей Григорьев.

Александр Ким упоминает, что агрегаторы позволяют оценить и увидеть сразу большой спектр вариантов экскурсии и сравнить цены.

Работа с зарубежными туристами, несмотря на увеличение их числа в Петербурге, большинство агрегаторов пока не привлекает. Регулярных экскурсий, проводимых для групп по расписанию на иностранных языках, кроме английского, мало, отмечает Алексей Грушин. По этой причине TicketTours в продажах для иностранцев сосредоточился на вещах, которые не требуют сопровождения гида, например прогулки по рекам и каналам или метеоры в Кронштадт и Петергоф.

Многовато туристов? Мировая тенденция сверхтуризма пришла в Петербург

Многовато туристов? Мировая тенденция сверхтуризма пришла в Петербург

4896
Дмитрий Никитин

Впрочем, иначе обстоят дела у тех, кто продает экскурсии в новом формате — так называемые self–guided tours: турист скачивает приложение и самостоятельно гуляет по определенному маршруту, слушая рассказ или даже участвуя в квесте. Владелец сервиса Surprise Me, работающего в этом сегменте, Александр Головатый говорит, что для его компании приоритетной является как раз иностранная аудитория. "Наши продажи интуристам превышают продажи в русскоязычном сегменте в 15 раз", — говорит он, добавляя, что сервис будет адаптирован под разные языковые группы. Зарубежным гостям сложно найти хороших и недорогих гидов на своем родном языке, в том числе в Петербурге. И мобильное приложение для них служит отличным выходом.

Придет ли "Яндекс"?

Экскурсионные агрегаторы по оборотам пока еще скромны, если сравнивать с рынками билетов на транспорт, мероприятия или бронирования отелей. Но если есть сильный рост, может ли этот сегмент заинтересовать больших игроков?

Сооснователь сообщества тревел–предпринимателей Travel Startups Леонид Пустов отмечает, что "экскурсии в мире привлекают крупные компании: так, Booking.com купил FareHarbor, а TripAdvisor — Viator и Bokun". Однако в России "сегмент пока еще слишком мал", чтобы говорить об интересе со стороны, например, того же "Яндекса", который пока занят авиабилетами и отелями. Александр Ким в свою очередь уверен, что "рынок экскурсий достаточно велик, чтобы привлечь крупных игроков. Им будет проще купить существующие компании или работать в партнерстве". Сам Sputnik8.com уже сотрудничает со Сбербанком, Tutu.ru и OneTwoTrip.

"Предложения о покупке периодически поступают, но мы пока капитализируемся", — признается Алексей Грушин. Александр Головатый обратил внимание на то, что через онлайн продается только 3–5% экскурсий в России. Похоже, что это означает одно: двузначный рост, который виден в последние годы, вполне может смениться бумом. И тогда вопрос, придет ли в сегмент "крупняк", сменится более конкретным: когда?

Иван Ступаченко Все статьи автора
9 сентября 2019, 06:54 2805
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама