Львиная доля. Завтра закрывается кинофестиваль в Венеции

Автор фото: Epa/Vostock–Photo

Как могут распределиться призы — прогноз "ДП"

Среднестатистический обитатель острова Лидо, на котором проходит фестиваль, — пенсионер, и, кажется, этот смотр почтенные местные итальянцы запомнят надолго. Так громко и часто здесь не кричали давно — программа этого года беспрецедентная по количеству звезд. Мостра подтверждает себя в статусе "оскаровских смотрин". За 2 недели по красной дорожке прошлись: Брэд Питт, Джонни Депп, Скарлетт Йоханссон, Адам Драйвер, Хоакин Феникс, Мэрил Стрип, Гэри Олдман, Тимоти Шаламе и так далее, и так далее. Большинство представило фильм и уехало восвояси, но завтра кто–то вернется на Лидо получать призы. Попробуем представить, кто бы это мог быть в основных номинациях (из собственных представлений о справедливости, конечно).

"Золотой лев" (Лучший фильм)

Главная номинация в этом году — чуть ли не самая непредсказуемая. Неожиданный лидер по оценкам критиков — казалось бы, сугубо зрительский "Джокер" — первый комикс в истории киносмотров такого уровня. Фильм Тодда Филлипса о становлении главного злодея вселенной DC оказался куда крепче, чем предсказывали скептики, но, пожалуй, недотянул до прогнозов тех, кто влюбился в картину заранее. Да и представить, что радикальный аргентинский режиссер Лукресия Мартель, возглавляющая в этом году жюри, отдаст главный приз главному блокбастеру сезона (а вот в этом сомнений мало), сложно. Немного шансов и у другого фаворита прессы — фильма Романа Полански "Офицер и шпион", посвященного знаменитому делу Дрейфуса, невинно осужденного за шпионаж французского офицера–еврея. 86–летний классик снял свою чуть ли не лучшую ленту со времен "Пианиста", но ее перспективы опять же упираются в личность председательницы жюри. Будучи отъявленной феминисткой, Лукресия Мартель публично заявила, что не знает, как относиться к включению в программу фильма, режиссер которого хоть и в далеком прошлом, но все же надругался над несовершеннолетней девушкой.
Исходя из всех этих факторов (назовем их "побочными"), главными фаворитами Мостры представляются экранизации культовых романов. Первая — "Мартин Иден" от итальянца Пьетро Марчелло — действие романа Джека Лондона перенесено в Италию и наполнено отсылками к России (звучит музыка Олега Каравайчука, герои ходят в кино на "Познавая белый свет" Киры Муратовой и поминают Обломова всуе). Вторая — "В ожидании варваров" колумбийца Сиро Герры, это адаптация романа Джона Кутзее с Джонни Деппом и Робертом Патинсоном в главных ролях. Обе ленты собрали приличную критику, обе — действительно мощные и удачные примеры работы с классическими текстами, обе сделаны достаточно оригинально, чтобы остановить на себе внимание, и не слишком радикальные, чтобы от себя оттолкнуть.

Лучшая режиссура

А вот здесь я бы поставил на Полански. Вовсе обойти призами его фильм было бы форменным свинством, а не пустить к "золоту" совсем чуть–чуть — вроде как скидка на субъективность. Альтернативные варианты — все те же Марчелло и Герра, недалеко от них — чилиец Пабло Ларриан, снявший отличную "Эму" (о ней чуть позже), и кто–то из двух женщин–режиссеров: австралийка Шенно Мёрфи и постановщица из Саудовской Аравии Хайфа Аль–Мансур. Обе привезли на Лидо совершенно посредственные ленты — но вы же понимаете.

Лучший актер

Тут, скорее всего, без вариантов: Хоакин Феникс в "Джокере" демонстрирует актерскую технику высшего порядка. И работы, которые в иной год могли бы претендовать на Кубок Вольпи, — Лука Маринелли в "Мартине Идене", Брэд Питт в "К звездам" — сейчас даже рассматриваться не будут.

Лучшая актриса

Здесь интереснее. Мэрил Стрип как всегда прекрасна в "Прачечной" Стивена Содерберга, посвященной Панамскому досье; Элайза Сканлен в роли больной раком девочки и Эсси Дэвис в роли ее матери образуют запоминающийся дебют в "Молочных зубах"; Гун Ли, уже побеждавшая в Венеции в 1992 году, триумфально возвращается с китайским нео–нуаром "Субботний вечер". Ваш корреспондент, впрочем, не задумываясь вручил бы Кубок Вольпи Мариане Ди Джироламо из "Эмы" — начинающая актриса впервые предстала перед аудиторией такого качества и масштаба, но огорошила всех и актерской пластикой, и просто физической. Сам фильм тоже заслуживает того, чтобы написать о нем отдельно. Это история семейной пары, усыновившей ребенка, а затем отказавшейся от него, после того как мальчик неудачно поиграл с огнем. Раскаяние приходит быстро. Теперь мать (собственно Ди Джироламо) придумывает хитрый план возвращения сына. План предполагает танцы, много огня и беспорядочного секса.
Максим Заговора, журналист "Кино ТВ", специально для "ДП"