Фото: Сергей Коньков

Ставка на премиум. Рейтинг аптечных сетей Петербурга

В 2018 году рынок аптечных сетей Петербурга вырос на 5,7%. Рост оборота эксперты связывают с увеличением числа премиум–аптек.

В прошлом году операторы аптечных сетей активно закрывали точки, рассчитанные на покупателей со средним и низким доходом, делая ставку не на количество магазинов, а на увеличение среднего чека.

Замедляя темп. Рейтинг частных клиник Петербурга

Замедляя темп. Рейтинг частных клиник Петербурга

2004
Татьяна Елекоева

По данным AlphaRM, оборот рынка аптечных сетей Петербурга за 2018 год превысил 78,6 млрд рублей, доля в обороте РФ составила 6,8%, прирост по сравнению с предыдущим годом — 5,7%.

По мнению Николая Беспалова, директора по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма", эти показатели заметно опережают темпы роста российского фармрынка в целом, которые в 2018 году находились на уровне 2,2%.

"Причины таких различий связаны, скорее всего, с активным развитием туристического потенциала города, — полагает Николай Беспалов. — Я встречал разные оценки, но все сходятся на том, что турпоток в Питер в прошедшем году вырос на 7–10%".

Притормозили

Тем не менее, как отмечает заместитель генерального директора AlphaRM Татьяна Литвинова, в течение всего 2018 года открытий новых аптечных точек было мало.

"Рынок слишком перенасыщен для дальнейшего развития, — поясняет Татьяна Литвинова. — Новичкам сейчас очень тяжело конкурировать с крупными местными брендами. В результате по итогам первого полугодия 2019 года количество закрытых аптек превысило число открытых".

Процесс консолидации, активно набиравший обороты в 2017 году, в 2018–м также заметно притормозился. За год на петербургском рынке была зафиксирована только одна крупная сделка. Так, аптечная сеть "Мелодия здоровья" (принадлежит фармдистрибьютору "Катрен") в рамках реализации своей стратегии развития приобрела 13 точек сети аптек "Горные вершины", и сейчас "Мелодия здоровья" насчитывает 33 аптеки в Петербурге.

По данным RNC Pharma, в начале 2019 года в городе работало 1898 аптек. При этом, по подсчетам AlphaRM, 73% петербургского рынка приходится на долю топ–10 аптечных сетей. Лидеру рынка компании "Эркафарм" ("Озерки", "Доктор Столетов", "Первая помощь") принадлежит 40% рынка Петербурга.

Курс на экономию

Оборот рынка растет за счет сверхдоходных аптек категории А+, размер оборота которых в месяц превышает среднерегиональную выручку более чем в 2,5 раза в конкретном регионе. По данным AlphaRM, количество таких аптек выросло на 40% относительно 2017 года. "Именно категория А+ способствует повышению среднего чека по петербургскому аптечному рынку", — считает Татьяна Литвинова.

При этом все более востребованными становятся российские препараты. Это более чем наглядно демонстрируют продажи, рост которых, по данным аналитической компании AlphaRM, в стоимостном выражении с января по июнь 2019 года составил 11% относительно аналогичного периода прошлого года. "Что же касается импортных лекарственных средств, то в первом полугодии 2019 года их продажи выросли по сравнению с тем же периодом прошлого года только на 2%", — говорит Татьяна Литвинова.

Сокращение доли импортных препаратов в общем объеме продаж эксперты объясняют ухудшением общего состояния российской экономики. "Переключение спроса действительно происходило, но касалось оно в основном сегментов с государственным финансированием, — комментирует Николай Беспалов. — Доходы населения падают, соответственно, потребители начинают искать способы экономии. Эта экономия может быть выражена в разных подходах. В частности, кто–то переключается с импортных препаратов на отечественные аналоги, которые значительно дешевле".

Курс на экономию, который взят сейчас покупателями аптек, выражается также и в том, что кто–то предпочитает приобретать так называемые экономичные упаковки. "Те, где вместо 20 разовых доз содержится 50–100 и более (в пересчете на одну дозу они оказываются выгоднее), — поясняет Николай Беспалов. — Есть и примеры, когда люди просто отказываются от покупки лекарств. Хотя, конечно, в большей степени отказ характерен все же для продукции не первой необходимости, а больше имиджевого потребления — всевозможные витаминные комплексы, пробиотики, омега–жирные кислоты и тому подобное".

Татьяна Елекоева Все статьи автора
26 августа 2019, 10:32 8105
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама