Выстрел в общество. Беспощадные высказывания о феномене нового насилия

На минувшей неделе менее чем за сутки в США произошло два массовых расстрела людей. Сначала в супермаркете в городе Эль–Пасо в штате Техас жертвами 21–летнего мужчины стали 20 человек и еще 26 получили ранения. Затем девять человек погибли и еще 20 пострадали при стрельбе 24–летнего злоумышленника в городе Дейтон (Огайо).
Массовые убийства с использованием огнестрельного оружия — один из самых страшных феноменов ХХI века, на глазах превращающийся в чудовищную повседневность. "ДП" вспоминает самые яркие образцы культуры, исследующие это явление.

Книги

"Новые герои. Массовые убийцы и самоубийцы", Франко Берарди

Пожалуй, главный нон–фикшен о феномене массового убийства в современном мире. Итальянский социолог Франко Берарди пытается разобраться, почему мальчик приходит в школу и расстреливает своих одноклассников, почему вроде бы спокойный в повседневной жизни мужчина вдруг решает уничтожить людей в кинотеатре во время сеанса "Бэтмена", что подтолкнуло к теракту Андерса Брейвика? Берарди размышляет, есть ли связь между политическим устройством общества и ростом в нем числа убийств и самоубийств. Как наш быт отражается на нашем психическом здоровье? Что объединяет людей, совершающих массовые убийства? Страшное, но, кажется, необходимое сегодня чтение.
Цитата:

Кино

Vox Lux, Брэйди Корбет

Селеста — так себе певица, зато суперзвезда, построившая карьеру на песенке, исполненной на поминках по расстрелянным в школе подросткам. Она и сама была среди них, но отделалась легким шрамом на шее. Толком никем не понятый и не оцененный фильм Брэйди Корбета ("Детство лидера") на самом деле — беспощадное и актуальное высказывание о феномене "нового насилия".
Молодой режиссер не боится связывать поп–культуру и терроризм, чистое зло и массовое искусство, и в этих рассуждениях он убедительнее большинства более опытных коллег. "XX век был веком чистого зла", — говорит Корбет о своем фильме, "XXI век является веком зла "фейкового", но неизвестно, что лучше".
Цитата: "Раз — за бабло! Два — ради шоу! Три — подготовимся! Четыре — пошли!"

Живопись

"Ребенок с игрушечной гранатой", Диана Арбус

Фотограф Диана Арбус в своем творчестве специализируется на страшных сюжетах, но в самой, пожалуй, пугающей ее работе ничего сверхъестественного не происходит. Мальчик стоит на дороге — в его руке граната. Рассказывают, что при создании этой фотографии Диана ходила вокруг ребенка, ожидая, когда ему все надоест. В тот момент, когда терпение "натурщика" лопнуло и он прокричал: "Делайте уже фото!" — она и сделала снимок.

Музыка

Barn Av Regnbuen ("Дети радуги"), Лиллебьерн Нильсен

Малоизвестная в России, но культовая в Норвегии песня. Все началось с того, что в ненависти к композиции между делом признался Андерс Брейвик, назвав ее "марксистским промыванием мозгов". После этих слов 40 тысяч норвежцев собрались у здания, где проходил суд над террористом, и спели "Детей радуги" в унисон, "чтобы он слышал каждое слово". Мощнейший ответ на одно из самых страшных преступлений XXI века.
"И улыбающиеся дети будут играть в ваши острые ощущения
И бросать маленькие камни в реку.
Пока человек ищет свое будущее".