08:2005 августа 201908:20
9702просмотров
08:2005 августа 2019
Поток туристов из Китая в Петербург увеличивается на 10–15% в год. Пропорционально ему растет объем китайского бизнеса. Инвесторы интересуются недвижимостью и ретейлом. В Петербурге уже реализуется два крупнейших в России китайских проекта в этих областях.
Один из них жилой квартал "Балтийская жемчужина", другой — Российско–китайский бизнес–парк на Васильевском острове.
Шанхайская индустриально–инвестиционная компания выступила как ленд–девелопер и девелопер полного цикла. На участке площадью 205 га на берегу Финского залива в Красносельском районе возводится более 2 млн м2 недвижимости, в том числе более 1,5 м2 жилья. Вместе с китайским застройщиком строительство ведут три российских партнера: КВС, Setl City и Legenda. "На их строящиеся и готовые объекты приходится около 40% от общего числа квадратных метров жилья, предусмотренного проектом", — сообщила директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО "Балтийская жемчужина" Ася Левнева. Строительство последних кварталов бизнес–класса начнется к концу 2019 года. "Мы присматриваем новые участки для будущих проектов", — уточняет Левнева.
Второй заметный игрок из Китая на петербургском рынке девелопмента и инвестиций — группа компаний "Хуа Жэнь", которая построила российско–китайский культурный центр с гостиницей "Нихао" на Таллинской улице, 11, стоимостью более 1,17 млрд рублей. До того компания возвела коттеджный поселок "Мариинская усадьба" и "Есенин Village", а также жилой дом "Пушкин–Хауз".
Еще одним крупным проектом должно было стать строительство конгрессно–выставочного центра "Дружба" стоимостью 36 млрд рублей. Его планировала возвести компания "Хуа Бао" на улице Маршала Казакова. Однако затем выяснилось, что выделенный властями Петербурга участок нужно рекультивировать в течение полутора лет. После этого новостей о проекте не поступало.
"По рынку циркулируют слухи о китайских девелоперах и фондах, присматривающихся, в частности, к гостиничному сегменту, однако пока этот процесс не переходит в инвестиционную фазу", — говорит партнер East Real Сергей Федоров. По его оценке, специфика китайского подхода к инвестициям в России — в долгом исследовании рынка и объектов, в длительных переговорах, которые могут закончиться ничем по неизвестным причинам". "Китайские инвестиционные компании в большинстве случаев связаны с государственным финансированием, и инвестиционные решения для них не всегда мотивированы чисто финансовыми показателями", — резюмирует эксперт.
Островной ретейл
Российско–китайский бизнес–парк занимает три павильона общей площадью более 12 тыс. м2 в "Ленэкспо" на Васильевском острове. По оценке пресс–службы проекта, сейчас это самая большая площадка в России, объединяющая интересы России и Китая в разных сферах.
На его территории расположен самый большой ресторан китайской кухни в Европе — "Большой Цинь" площадью 6 тыс. м2, вместимостью более 1 тыс. человек. А также офисы компаний, зал для чайных церемоний, культурный и образовательный центры, гипермаркет сувениров. Сюда приезжают более 200 делегаций из Китая и порядка 200 тыс. туристов в год.
Китайский бизнес представлен и в других торговых сегментах Петербурга. В ТЦ "Китай Город" компании "Адамант" работают магазины китайских производителей, которые реализуют товары оптом и в розницу.
В Петербурге работает несколько сетей китайских ресторанов: "Тан Жен", "Ми Фан", "Нихао", "Дитай", "Али", "Зеленый чай", "Цзао Ван", "Харбит".
"Весь китайский туристический сервис обеспечен китайским бизнесом: отелями, ресторанами, магазинами сувенирной продукции, транспортными компаниями и экскурсоводами. При этом если возникает потребность в участии местного бизнеса, то предприниматели могут получить заказ лишь на условиях предоставления самых низких цен", — говорит руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин.
По его оценке, китайские бизнесмены активно ведут работу и со своими студентами: помогают с оформлением документов и другими "бумажными" вопросами, развивают социальную инфраструктуру вокруг учебных заведений: кафе и рестораны, парикмахерские салоны, магазины и так далее. Китайские инвесторы покупают квартиры в Петербурге, которые потом сдают в аренду китайским студентам. Популярностью у диаспоры пользуется Васильевский остров. В числе причин — вузы, многие из которых расположены здесь. При высоком качестве образования они относительно недороги по сравнению с европейскими.
При этом услугами российских риелторов пользуются редко. Так, в сделках "Петербургской недвижимости" доля иностранных клиентов — 1%, при этом с жителями Китая заключаются единичные сделки, говорят в компании.
"Пока, к сожалению, мы не видим инвестиционных сделок с китайским капиталом по действующим доходным объектам коммерческой недвижимости. Но профильные инвесторы из Китая изучают рынок и анализируют возможность покупки активов. Поведение китайских инвесторов достаточно консервативно при выходе на новый рынок, для них очень важен выбор партнера на локальном рынке", — отмечает Валерий Трушин.
Эксперт ожидает роста активности со стороны китайских инвестиционных фондов и скупку активов именно в партнерстве с местными игроками рынка.