Отношения Сбербанка и «Яндекса» испортились осенью 2018 года, когда руководство поисковика «отразило попытку» госбанка стать ее крупным акционером, пишет газета Financial Times. Три связанных с «Яндексом» источника рассказали, что после провала переговоров глава Сбербанка Герман Греф не участвовал в заседаниях совета директоров «Яндекса». Греф входит в совет директоров «Яндекса» с 2014 года и владеет «золотой акцией» «Яндекса», которая дает право блокировать сделки с акциями компании.
Еще несколько источников FT сообщили, что между двумя сторонами действительно были «стычки» из-за партнерства на базе «Яндекс. Маркета». О том, что две стороны недовольны партнерством, в начале июля писал The Bell. Издание отмечало, что речь идет о возможности «развода» компаний. Позже банк заключил соглашение с Mail.ru Group.
Разногласия касались вопросов менеджмента, целей по росту проекта, KPI «Маркета», пояснил источник FT. «Они дерутся как кошки с собаками», — описал ситуацию один из собеседников. Источник, близкий к «Яндексу», заявил, что основная проблема со Сбербанком «в том, что они не знают, как сотрудничать на равноправной, взаимовыгодной основе». «Они постоянно пытаются перетянуть одеяло на себя», — сказал собеседник издания.
Человек, близкий к банку, говорит, что организация недовольна решением Аркадия Воложа реструктурировать управленческую структуру, хотя он сам живет за границей. «Аркадий, по сути, живет в Израиле и не управляет («Яндексом». — ред.) ежедневно. Непонятно, кто и за что отвечает», — сказал источник.
По словам еще одного источника, конфликт настолько серьезный, что стороны обсуждали изменение структуры капитала совместного предприятия. Собеседники отмечают, что несколько лет Греф видел в «Яндексе» возможность создать российскую цифровую экосистему.
Финансовый директор «Яндекса» Грег Абовский заявил FT, что стороны обсуждали возможность «изменения отдельных частей соглашения», сохранив при этом СП. «Наш подход — спорить, пока мы не начнем орать друг на друга. Но мы будем орать друг на друга, пока не всплывет истина. Абсолютно нормально, когда у сторон разногласия», — подчеркнул он в комментарии изданию.