Ростовые куклы Петра Великого и императрицы Екатерины — это, конечно, здорово. Но…Алисе, безусловно, больше всех понравился Вонючка. Затем порадовала Морра — депрессивная дама с зубами как забор и похожая на черную гору, на счастье, была дома, отдыхая в синеватом свечении. Как–то дочь испугалась ее, когда Морра наплывом появилась в японской версии мультика про муми–троллей, долго рыдала. Взрослые пересмотрели и тоже едва не расплакались. Морра ведь страшная, потому что ее жалко — полную одиночества, неспособности разорвать замкнутый круг. Она страшная, потому что все обходят стороной, а обходят, потому что страшная. Японцы почувствовали то, что вкладывала в национальную идею финских детей писательница Туве Янссон. А она всего–навсего воссоздавала образы, которые наблюдала вокруг.
Достоевский вытаскивает наружу русских бесов ради самокопания взрослых, Янссон создавала портреты этих самых взрослых в образах, понятных детям. Да, Алиса, которая любит, чтобы все совпадало с заявленным списком, требовала появления Фрекен Снорк, но, едва нашла, достаточно быстро охладела: харизма не та — слишком расплывчата и романтична. Муми–папа — забавная форма домашнего тирана, он способен достать россказнями о своем прошлом, но все делают вид, что это интересно. Как и Муми–мама со своими бесконечными булочками — к кому побежишь, если плохо? Трусоватый Снифф — идеальный бэкстейдж для склонного к меланхолии, но не боящегося нырнуть за сокровищами в море самого Муми–тролля. Снусмумрик — блуждающий аскет, ищущий то волн, то покоя, как и положено человеку с характером Федора Конюхова. Туу–тикки — резко эмансипированная дама, обсуждая которую можно договориться до чего угодно, вплоть до ЛГБТ. Видите, как рассуждает бывший ребенок, у которого этого парка не было?
Финские дети в детстве могут есть что угодно и в какой угодно цвет красить волосы, но мир муми–троллей позволяет им решать сразу два вопроса: оставаться детьми столько, сколько нужно, и готовиться к взрослой жизни. Городок Наантали — уже сам по себе тематический парк. Плацдарм для общества, не привыкшего спешить. Земля, где находится летняя резиденция финского президента, — заслуженный пограничный пункт между реальным миром и тем зеркальным, что выдумала Туве Янссон. Подлинность муми–троллей подтверждает то, что особо активные умы даже пытались их запретить: мол, герои Янссон аморальны, так как по мелкому подворовывают и ходят полуголыми. Вход в Муми–лэнд на целый день стоит дорого, как и фирменная одежда, в которой стоят в очереди дети со всей Финляндии и, конечно, японцы. И это тоже отпечаток реального мира — проездом в Наантали оказаться невозможно. Только добровольно и по согласию.
Петербург постепенно обрастает аттракциями для туристов, но привязать к себе на круглый сезон своих пока не может. Tree–парки в окрестностях города популярностью пользуются, но это скорее адреналин и активный образ жизни — святости там "не больше, чем в песеннике". Мы — и в школе тоже — часто вспоминаем фамилии тех, кто формировал нашу культуру. Но за последние месяцы трижды я пытался штурмовать детский отдел в книжном магазине и каждый раз уходил ни с чем. Все больше сокращенных версий, дайджестов, тонких переплетов с аляповатыми картинками и героями, которых выдумывают ровно на одну тарелку каши. И если с такой простой вещью, как детская литература, возникают затруднения, не странно вовсе, что вам навскидку сложно сказать — что же это должен быть за тематический парк, от которого петербуржцы и их дети сошли бы с ума? Во что бы нам такое вжиться с самого детства, чтобы уже не бояться впасть в него, отправившись в свободное плавание? Если незнайками и героями всеобъемлющей трилогии Носова мы становиться не хотим, тема для стартапа открыта. Но можно, конечно, остаться Мармеладовым.
— Где вы были? — финский пограничник смотрит нейтрально, как обычно. Так, чтобы не возникало никаких сомнений — ответ требуется четкий.
— В Наантали.
— Ооо… Мумимааилма!.. — парень вдруг широко и мечтательно улыбается, словно Иа–Иа, представивший себе воздушный шар. Он вмиг становится счастлив и горд. И завидует нам, кажется. Как самому себе.