Потребительская оттепель. Россияне увеличили траты на развлечения и покупки

Автор фото: vostock-photo

Индекс потребительского доверия россиян во второй половине 2019 года заметно вырос по сравнению с предыдущим периодом. Россияне стали более позитивны в оценках экономической ситуации в стране и увеличили траты на развлечения, отпуска и шоппинг. Эксперты при этом отмечают, что это всего лишь временная финансовая оттепель, вызванная мерами правительства по стимулированию экономики.

По оценкам экспертов, индекс потребительского доверия во II квартале этого года вырос на 7 пунктов по равнению с предыдущим временным периодом. А количество людей, которые оценивают ближайшие финансовые перспективы как "хорошие" и "отличные", выросло до 33%.

Позитивный настрой

Подобные результаты показало исследование аналитической компании Nielsen. Так, по данным экспертов, россияне из всех своих покупок увеличили траты на развлечения вне дома, причем 28% опрошенных выделяют на них свои свободные средства. Данный показатель увеличился во II квартале 2019 года на 5 пунктов. Также выросли покупки новой одежды и траты на отпуск, на эти категории свободные деньги выделяют 37% и 31% потребителей.
Индекс потребительского доверия вырос за счет улучшения трех основных показателей, на основе которых он составляется — настроения на рынке труда, готовность потребителей тратить деньги и оценка финансового благополучия. Так, количество людей, которые считают, что сейчас подходящее время для покупок и трат, выросло до 20%, доля тех, кто ожидает хороших финансовых перспектив в ближайшем будущем, увеличилась до 33%. Кроме того, россияне все так же довольно положительно оценивают свое положение на рынке труда — подобную оценку дали 20% респондентов.
Автор: NIelsen
Тех, кто считал, что российская экономика находится в состоянии кризиса, стало меньше. До 8% увеличилось количество людей, которые ожидают улучшения экономического состояния. При этом у 76% респондентов, по их словам, есть свободные деньги для совершения покупок.
"Инфляционные ожидания россиян снизились, курс рубля остается стабильным, в противовес увеличению НДС выросла доля продаж по промо, из-за чего потребитель слабее чувствует возможный эффект от роста налога, пришла теплая погода, начался сезон отпусков — все эти факторы позитивно повлияли на потребительскую уверенность во II квартале, которая практически сравнялась со значениями аналогичного периода прошлого года, когда произошел подъем настроений из-за проведения ЧМ-2018", — объяснила Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Данные Аналитического центра при правительстве РФ тоже весьма позитивные. Так, исследователи отметили, что к 2019 году в регионах наблюдался прирост розничных продаж в реальном выражении. Наиболее выраженную динамику демонстрировали при этом финансово-экономические центры, а потребительский потенциал в целом вырос на 3,9%. Объем розничных продаж продовольственных товаров вырос на 2,1%, а рост продаж непродовольственных товаров составил 3,5%.

Не все так радужно

Эксперты, с которыми побеседовал "ДП", отметили, что тенденция на улучшение носит временный характер. Кроме того, они ставят под сомнение, что данные исследований могут отражать реальную ситуацию на рынке. Более того, по их прогнозам, потребителям, возможно, придется "затянуть пояса потуже".
Так, Александр Осин, аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс", обратил внимание, что Nielsen работает только с онлайн-аудиторией, из-за чего в силу разных факторов результаты исследований могут быть достаточно волатильны: "В данном случае характерно, что улучшение статистики получено тогда, когда это могло потребоваться экономическим властям РФ и глобальным регулирующим структурам. Дело в том, что, согласно состоявшемуся на прошлой неделе выступлению главы ФРС Джерома Пауэлла перед Конгрессом США, американская резервная система планирует несколько ослабить монетарную политику, что сократит стимул для инвестиций на сравнительно высоко рискованных сегментах вложений".
Эксперт причисляет к подобным рискованным рынкам и Россию: "Развивающиеся рынки окажутся в относительно более агрессивной внешней среде. При этом, однако, развивающимся рынкам — входящим в орбиту влияния глобальных регуляторов — дан сейчас сигнал или своего рода "разрешение" на проведение стимулирующих мер в реальном секторе", — считает он.
По его словам, поэтому в ближайшее время в российской экономике вероятна своеобразная оттепель, поэтому можно будет наблюдать укрепление курса рубля, улучшение ситуации на финансовых рынках, ускорение темпов роста экономики: "Данные, полученные Nielsen, фактически отражают то, что некие меры стимулирования, не ясно, правда, какие, уже фактически заработали. Параллельно эти данные задают в макроэкономике конструктивный информационный тренд, указывая рынку на оттепель. В то же время экономические изменения в рамках указанной оттепели вряд ли будут носить стратегический характер", — добавляет он. Но, по его словам, позитивная пора для российской экономики продлится недолго, а решить накопившиеся проблемы можно только комплексным путем: отменить повышение пенсионного возраста, повышенного НДС, докапитализировать банки, сократить налоговую нагрузку и ремонетизировать экономику.
С Александром Осиным согласен генеральный директор InfolineМихаил Бурмистров. По его словам, в infoline пока не видят никаких предпосылок для значительного изменения потребительских настроений: "Речь может идти только о каких-то конъюнктурных изменениях, но не фундаментальных поворотах кроме ситуации на рынке труда, особенно в крупных городах, где есть дефицит рабочей силы в некоторых сегментах. Из-за этого у потребителей появились основания для увеличения заработных плат при смене работы. Кроме этого фактора и фактора увеличения активности на рынке потребительского кредитования мы не видим глобальных позитивных факторов". Он также добавил, что по итогам апреля 2019 года позитивная динамика на рынке потребительского кредитования даже обогнала рынок ипотеки, но тем не менее данную динамику в глобальном смысле навряд ли можно назвать позитивным сигналом улучшения экономической ситуации.
"Реальные доходы населения все равно имеют тенденцию к сокращению, что на потребительские настроения благоприятно влиять не может", — подытожил он.