Как должно измениться российское образование

Генеральный директор Корпорации "Российский учебник" Александр Брычкин рассказал о том, как должно измениться российское образование.

- Какие тренды определяют сферу образования сегодня и какие задачи стоят в этой связи перед государством?
Развитие человеческого потенциала, его трансформация в человеческий капитал имеют принципиальное значения для благополучия каждого человека и социально-экономического развития всей страны и потому должны быть приоритетными для государства. Но одно государство с этой стратегической задачей не справится, поэтому ему нужно налаживать эффективное сотрудничество с гражданским обществом и бизнесом - для повышением качества образования. При этом основные технологические тренды, такие как цифровизация образования, онлайн-обучение, могут развиваться успешно только в том случае, если будет подготовлен корпус квалифицированных современных педагогов. Ключевым фокусом современной системы образования, тем направлением, в которое следует инвестировать и усилия и деньги, является педагог как центральная фигура образовательного процесса.
- Какие барьеры стоят на пути модернизации отечественной образовательной системы?
Для решения насущных задач в системе образования необходим открытый и честный диалог, поскольку только в процессе такого диалога формируется социальный капитал – доверие. Общество должно понимать, что и для чего делает государство, а в системе общего образования у нас с этим пока проблемы. С одной стороны, нам совершенно справедливо говорят о необходимости развития вариативности в образовании, персонализированном обучении, а с другой, - уменьшают эту вариативность, сокращая для педагогов возможность выбора удобных им инструментов – учебников, а также жестко фиксируя в проекте новых образовательных стандартов содержание по годам обучения. Фактически мы стоим сейчас в точке принципиального выбора между свободой педагогического творчества и ровно заасфальтированной школой.
- Образование будущего бросает педагогам новые вызовы. Какие задачи им предстоит решать в ближайшие годы?
В одной из сессий на ПМЭФ-2019 прозвучала мысль о том, что лидерство не передается дистанционно. Для этого необходим непосредственный контакт с лидером, чтобы он сопровождал ученика, передавая знания и навыки, а также наблюдал за тем, как этот опыт усваивается. В определенной степени эта роль отводится непосредственно педагогам. Но для этого необходимо избавить учителей от той рутины, с которой они сталкиваются сегодня. Это позволит повысить качество взаимодействия с учениками, сделать процесс обучения более продуктивным и мотивирующим, достигать необходимых образовательных результатов.
- Позволит ли массовое подключение российских общеобразовательных школ к интернету получить образовательные учреждения нового качественного уровня?
Быстрый интернет, безусловно, является необходимым, но не достаточным условием. В первую очередь, необходимо повысить качество образования в школах, дать детям возможность в увлекательной и интересной форме получать новые знания, развивать soft skills, навыки работы в команде, развивать творческие навыки, сохранять любознательность и проявлять инициативу в решении задач. Недавно проведенное нами совместно с НИУ ВШЭ исследование общего образования в Калининградской области показало, что цифровизация не воспринимается педагогами как фактор качества образования. В ходе исследования были опрошены 85% педагогов региона, приняли участие 95% школ. Выяснилось, что в топ-три фактора, влияющих на качество образования, вошли организационная культура, а именно как учителя работают с учениками, как директор взаимодействует с учителями, квалификация и достаточность педагогического ресурса, а также вариативность образовательных программ, то есть профилизация, специализация, внеурочная деятельность, наличие интеллектуальных активностей.