Счетная палата подвела итоги мониторинга государственных и корпоративных закупок с 2014 по 2018 годы. Согласно данным аудиторов, уровень конкуренции за этот период практически не изменился и составил две-три заявки на один лот. При этом более половины государственных и муниципальных закупок приходится на закупки у единственного поставщика, а порядка 94% корпоративных закупок проводят неконкуретными способами. "Относительная экономия по 44-ФЗ в 2018 году составила 5,54%, по 223-ФЗ — 4,4%", — уточнили в СП.
Ведомство отмечает, что законодательство не содержит эффективной системы ценообразования при проведении закупок. "Проблема объективного расчета цены контракта — один из основных вызовов при решении задачи по росту эффективности системы закупок. Так, к примеру, в рамках 44-ФЗ действует только рекомендательный порядок применения методов обоснования НМЦК. В рамках 223-ФЗ норм, содержащих единый порядок обоснования цены договора, вообще нет. Также отсутствуют ресурсы, содержащие достоверные источники референтных цен для расчета НМЦ контракта или договора, что влечет видимые риски их завышения", — прокомментировал аудитор Максим Рохмистров.
В СП также отметили излишнюю зарегулированность 44-ФЗ и противоречие его отдельных норм друг другу. А в 223-ФЗ не заложены нормы по минимизации коррупции: например, не указан предельный срок оплаты товаров, работ и услуг, а также нет перечня случаев закупки у единственного поставщика.
Покупательская способность государства в последние 3 года выросла, констатировали в Счетной палате.
"За последние 5 лет в системе закупок качественных положительных изменений не происходит при значительных расходах бюджета на ее развитие и совершенствование", — подытожил аудитор.