Цифровизация школ не работает, если отсутствует комплексный подход к их оснащению

Большинство школ Северо–Запада России готовы к внедрению цифровых технологий либо уже используют их. О том, почему инновации не всегда приводят к повышению качества знаний, рассказал руководитель отдела по работе с академическими организациями группы компаний Softline в СЗФО Алексей Щербаков.

Новые технологии внедряются в среднем образовании уже более 10 лет и при этом далеко не всегда они ведут к росту успеваемости: число медалистов и отличников ЕГЭ год от года остается примерно на одном уровне. По словам Алексея Щербакова, одна из главных причин сложившейся ситуации — это отсутствие единого подхода к оснащению школ. В том случае, если оборудование и ПО просто закупается, самим учителям приходится тратить довольно много времени на освоение новых интерфейсов, чтение инструкций к новым техническим и программным средствам — не успели они освоить одну инновацию, как появляется другая. Это отвлекает от основной работы и может влиять на качество учебного процесса. По сути, школам недостает методической поддержки использования поставляемых систем, ПО и оборудования для реализации образовательных программ.
Сегодня в работе учебных заведений широко применяются проектные технологии: интерактивные, имитационно–ситуационные, адаптивные, использующие системы формирования индивидуальных образовательных траекторий. К примеру, системы экспресс–тестирования способны определять быстро и медленно думающих учащихся, что позволяет найти соответствующий подход к каждому из них. Востребовано ровесническое образование, способствующее созданию дружеского сообщества учащихся. Это требует создания правильных интерьеров, контрастных учебных зон (игровая, учебная, зона для индивидуальных занятий) в рамках одного помещения.
Поэтому системные интеграторы и разработчики цифровых решений для образования предлагают применять комплексный подход к внедрению технологий для создания единого информационного образовательного пространства.
Экспертами компании Softline создана концепция «Цифровая школа», которая отвечает требованиям современных образовательных стандартов. Ее разработчики исходили прежде всего из задачи кардинально повысить качество обучения.
«Понятие «качественное обучение» включает в себя не только то, что усвоил ученик, но и то, с помощью каких средств и методов были получены знания. Наши специалисты ставили перед собой цель создать комплекс технических и программных средств и опирались на то, чтобы все его компоненты максимально эффективно работали на конечный результат. Поэтому мы не только поставляем и интегрируем оборудование и учебный софт — мы оказываем методическую поддержку на протяжении всего проекта и организуем обучение пользователей», — объясняет Алексей Щербаков.
В 2018 году специалисты Softline при финансовой поддержке ПАО «Сбербанк России» реализовали проект «Цифровая школа» в лицее Санкт–Петербурга №211 им. Пьера де Кубертена. Ученикам школы теперь доступны четыре интерактивных предметных кабинета: физики, химии, биологии и математики. Учебные помещения, объединенные в электронную информационно–образовательную среду (ЭИОС) школы, оборудованы специальными интерактивными панелями высокого разрешения, позволяющими создавать видеоряд уроков, выводить на экран пояснительные материалы, графику, схемы и задания, одновременно работать на доске пяти ученикам.
Комплексный подход оправдал себя: по словам директора лицея №211 Людмилы Александровны Бабаевой, позитивные перемены стали заметны уже в первый год работы с платформой. Выросла динамика образовательного процесса: использование планшетов и интерактивных панелей дает возможность изучать материал быстрее и чаще применять принцип командной работы. Проверка выполнения тестовых заданий осуществляется в автоматическом режиме прямо на уроке, и сразу можно обсудить те вопросы, которые вызвали затруднения. Известны пока не все результаты экзаменов, но директор образовательного учреждения уверена, что успеваемость повысилась, так как создание единой цифровой среды выполнило свою главную задачу: интерес учеников и учителей к урокам ощутимо вырос, а значит, информация хорошо усваивается. Руководство лицея оценило еще одно преимущество перехода на новые технологии: отказавшись от постоянной печати тестовых заданий и учебных материалов, школа стала заметно экономить на этой статье расходов.