Неведомый амулет. Что покажут на "Кинотавре"

Автор фото: кадр из фильма "Мальчик русский"/kinotavr.ru
Главный киносмотр страны — 30–й по счету — открывается в Сочи в воскресенье. Как говорят завсегдатаи черноморских пляжей, "на берегу" программа юбилейного "Кинотавра" кажется одной из сильнейших в истории смотра. Нынче даже режиссерский состав короткого метра интригует больше, чем в иные годы главный конкурс. За призы здесь будут бороться и Елизавета Стишова с Иваном И. Твердовским, побеждавшие с полнометражными фильмами на международных фестивалях, и автор "Тряпичного союза" Михаил Местецкий, и только что вернувшаяся из Канн Олеся Яковлева, и дебютирующая как постановщица Дарья Грацевич, сценаристка сериала "Измены", и даже (довольно внезапно) актриса Паулина Андреева.
Похоже, однако, что ради громких имен в программе отборщики нарушили собственный регламент: четыре из 26 конкурсных фильмов были опубликованы в сети задолго до премьеры в Сочи, хотя отсутствие публичных показов — обязательное условие для всех участников. Зрителю, пожалуй, эта бюрократия не слишком важна.

Сильно заходят

С полным метром все тоже очень обнадеживающе. Фильм открытия — "Одесса" Валерия Тодоровского: семейная драма, а то и триллер с Леонидом Ярмольником, Евгением Цыгановым и Ольгой Розановой в главных ролях. В конкурсе — сплав из героев отечественного авторского кино и дебютантов. Некоторые и сами являются этим сплавом — Анна Пармас, например. Сценаристка фильмов Авдотьи Смирновой и режиссер лучших клипов группы "Ленинград" наконец–то сняла свой собственный большой фильм. Называется "Давай разведемся" — и это, похоже, комедия. Разводиться будут Анна Михалкова с Антоном Филипенко.
Еще один очень условно начинающий автор — Григорий Добрыгин. Обладатель "Серебряного медведя" Берлинале за роль в "Как я провел этим летом" давно примеривается к режиссуре, а в одной из своих короткометражек даже снял Уиллема Дефо. Его полный метр со странным названием SHEENA 667 — это любовный треугольник, на вершинах которого он, она и интернет. Картина, к слову, уже была показана и собрала отличную прессу на Роттердамском кинофестивале.
Аналогичные приключения, только в Берлине, пережил ученик Александра Сокурова Александр Золотухин. Спустя почти полгода после премьеры в столице Германии он везет в Сочи своего "Мальчика русского" — пожалуй, один из лучших российских фильмов года, что бы там дальше в этом году ни произошло.
С международных смотров на "Кинотавр" едут и Кантемир Балагов с "Дылдой" (спецпоказ), только что взявший приз за лучшую режиссуру в каннском "Особом взгляде", и Лариса Садилова с "Однажды в Трубчевске", там же, в Каннах, поставившая всех в тупик нежной эстетикой сериалов из дневного телеэфира.

Новый вызов

Григорий Константинопольский, давший в прошлом году фон Триера с "Русским бесом" и получивший за это дело режиссерский приз, возвращается в Сочи с новым вызовом — постмодернистской экранизацией "Грозы" Александра Островского с Любовью Аксеновой в роли Катерины. Одну из главных мужских ролей в фильме играет Александр Кузнецов, для которого нынешний "Кинотавр", похоже, станет бенефисом.
Кузнецов окончательно отобрал у Александра Петрова тот самый неведомый амулет, позволяющий артисту сниматься в более–менее всех русских фильмах в году (еще раньше этот амулет принадлежал, конечно, Даниле Козловскому).
На "Кинотавре" у Кузнецова три картины в главном конкурсе. Кроме "Грозы" это "Люби их всех" — лента Марии Агранович, по описанию напоминающая сжатую версию богомоловских "Содержанок" (тоже с Кузнецовым), и "Большая поэзия" Александра Лунгина. На этом фильме хочется остановиться отдельно.
Александр Лунгин — сын Павла Лунгина, сценарист "Братства" и "Дамы пик", 9 лет назад вместе с Сергеем Осипьяном снял странный фильм "Явление природы", который толком никто не увидел, но редкие посмотревшие вряд ли забыли. Что ж, вот Лунгин возвращается и по всем косвенным признакам должен наконец выйти из тени отца.
"Большая поэзия" — история двух инкассаторов, экспериментирующих со стихами.
Упомянутый выше Александр Кузнецов называет этот проект важнейшим в карьере (а до этого у него были, например, "Лето" Серебренникова с Каннами и "Кислота" Горчилина с Берлинале) и лучшим сценарием на русском языке из тех, что он когда–либо читал.
Судя исключительно по трейлерам, рискнем поставить для "Большой поэзии" на большой приз.
Ну а закроет фестиваль долгожданный "Француз" Андрея Смирнова о парижском студенте, ищущем в советской Москве репрессированного отца.
Смирнов снимает редко, а авторов такого калибра в России по–прежнему можно пересчитать по пальцам одной руки. Плохих или даже средних работ у него нет вовсе. Похоже, что именно "Француз" и обречен стать главным событием юбилейного "Кинотавра".