Петербург представил на ПМЭФ-2019 более 20 крупных проектов с общим объемом вложений свыше 180 млрд рублей. Ключевыми партнерами города названы "Газпром", РЖД и банк "ВТБ". Большую часть экспозиции Смольный посвятил Кронштадту. По словам врио губернатора Александра Беглова, окруженный фортами остров станет лучшим в мире городом-музеем.
В Петербурге 6 июня стартовал ПМЭФ-2019. На стенде города было представлено более 20 проектов. Идея создания рекреационно-туристического центра в Кронштадте вместе с поддержкой морского и яхтенного туризма оказалась доминирующей темой городской экспозиции.
Среди других важных проектов — комплексная модернизация бывшей промышленной площадки "Горская", строительство Широтной магистрали, реконструкция СКК и ряд других инфраструктурных проектов, прежде всего развитие центрального железнодорожного узла в партнерстве с "Российскими железными дорогами". Подробнее об итогах первого рабочего дня форума — в репортаже dp.ru.
Город-сказка
Официальная программа ПМЭФ-2019 открылась забегом по центру города. Колонна спортсменов начала движение от Исаакиевской площади. Старт дал депутат Госдумы Александр Карелин. Длина маршрута составила 5 км.
На этот раз состав участников оказался менее статусным, чем в первом подобном забеге, который прошел в 2016 году. Тогда свои физические возможности проверили пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, глава Сбербанка Герман Греф, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова и другие известные персоны.
Пока шло награждение победителей забега, в "Экспофоруме" начались деловые переговоры. Одну из первых таких встреч врио губернатора Александр Беглов провел с министром экономического развития Максимом Орешкиным.
Беглов попросил у федеральных властей поддержки в расширении особой экономической зоны "Санкт-Петербург". За 10 лет она доказала эффективность, однако ее возможности практически исчерпаны: полностью заполнена площадка "Нойдорф", а на площадке "Новоорловская" все территории будут заняты к концу 2020 года.
Расширить территорию предлагается за счет участка площадью 35 га в производственной зоне "Ломоносовская". В Смольном рассчитывают, что это позволит привлечь 25 компаний с объемом инвестиций на сумму более 15 млрд рублей. Налоговые отчисления в городской бюджет составят порядка 3 млрд рублей в год. Другой вариант — использование участка площадью 80 га в Курортном районе (зона "Белоостров").
Врио губернатора также предложил рассмотреть вопрос о создании в Кронштадте особой рекреационно-туристической зоны, что позволит установить налоговые льготы для инвесторов. Во время обхода стенда Максиму Орешкину показали главные инвестиционные проекты, разработанные для Кронштадта и представленные в экспозиции Петербурга. Среди них — парк "Патриот", восстановление Петровского дока и открытие там музейного комплекса "Балтийский центр морской истории и подводной археологии". Проект исторического парка "Кронштадт. Остров фортов" включает океанариум, дайвинг-центр, гостиницы, марины для яхт и катеров, научные и образовательные площадки. Реализация этих планов позволит Кронштадту стать самым красивым городом-музеем не только в России, но и во всем мире, заявил Беглов.
По мнению главы Минэкономразвития, сейчас Петербург в плане инвестиций имеет даже больше перспектив, чем Москва. Орешкин также согласился, что развитие туристического потенциала Северной столицы должно стать приоритетом. "Будем максимально поддерживать", — отметил министр.
Кроме того, власти Петербурга попросили Минэкономразвития оказать поддержку идее введения визовых льгот для иностранных пассажиров, прибывающих в Пулково.
Вместе с выдачей электронных виз чиновники предлагают выпускать туристические карты с пакетом туруслуг по фиксированным ценам. Этот продукт можно реализовать по аналогии с действующей Единой картой петербуржца. Смарт-карта объединит возможности электронной визы, скидочной и бонусной карт, проездного, а также набор услуг в гостиницах, ресторанах и кафе, билеты в театры и музеи.
"В прошлом году Петербург посетили более 8 млн туристов. Внедрение электронной визы создало бы условия для привлечения еще большего числа туристов и дало бы импульс для приема 12 млн туристов. В будущем мы рассчитываем, что Петербург смогут посетить 8 млн иностранных туристов. Но этого мало. Мы также планируем создание международной круизной компании", — подчеркнул Беглов.
На фото: ПМЭФ-2019. День первый. 1
Железобетонные инвестиции
Компания "Российские железные дороги" на ПМЭФ-2019 объявила о вложении 88 млрд рублей в развитие центрального транспортного узла. Соглашение об этом подписали Александр Беглов и глава РЖД Олег Белозеров.
По условиям договора РЖД и власти Петербурга будут совместно заниматься развитием узла и скоростного железнодорожного сообщения. Кроме того, в документе предусмотрено содействие при строительстве пешеходных путепроводов и тоннелей. "На сегодняшний день РЖД вкладывает порядка 88 млрд рублей до 2024 года. Это даст возможность улучшить проезд горожан на электричках. Особенно то, что касается Колпино и Тосно", — сказал Беглов.
"Мы договорились о строительстве совместных путепроводов — это шесть путепроводов. Город вкладывает порядка 30 млрд рублей, РЖД тоже вкладывает серьезные суммы", — добавил врио губернатора. Также в рамках ПМЭФ было подписано соглашение между Петербургом, РЖД и ТЛЦ "Бронка" о взаимодействии в сфере развития транспортно-логистической инфраструктуры города.
Именно РЖД, структуры "Газпрома" и банка "ВТБ" Беглов назвал главными партнерами Петербурга. Так, на ПМЭФ-2019 был подписан меморандум о сотрудничестве между правительством города, компанией "Газпром нефть" и ведущими вузами города — Университетом ИТМО, Политехническим университетом Петра Великого и электротехническим университетом "ЛЭТИ". В числе прочих подпись под документом поставил генеральный директор ПАО "Газпром нефть" Александр Дюков.
"Мы объединяем усилия в создании научно-образовательного центра мирового уровня. Он появится именно в Петербурге, потому что у нашего города колоссальный научный, образовательный, промышленный и кадровый потенциал", — прокомментировал Беглов.
Еще один масштабный проект, презентация которого состоялась на ПМЭФ, связан с развитием бывшей строительной площадки "Горская". Там предлагается создать многофункциональный культурно-развлекательный и спортивно-оздоровительный комплекс. Предварительная сумма инвестиций составит около 19-20 млрд рублей. Проект строительства Широтной магистрали в створе Фаянсовой и Зольной улиц оценивается в 160 млрд рублей. Завершение работ намечено на 2023 год.
На мультимедийном кубе, размещенном на стенде Петербурга, представили проект реконструкции СКК под одну из самых больших ледовых арен Европы. В другой части зала показали, как будет выглядеть научно-образовательный и инновационно-производственный центр "ИТМО-Хайпарк" в городе-спутнике Южный.
АО "Группа компаний "ЕКС" на ПМЭФ-2019 анонсировало строительство перинатального центра на улице Вавиловых за 10 млрд рублей на основе ГЧП. Медицинский комплекс со стационарным отделением на 260 коек будет включать в себя диагностическое и амбулаторно-поликлиническое отделения, медико-генетическую консультацию, отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных. Проект планируют реализовать до 2034 года.
К концу дня на форуме объявили, что ООО "ОРЦ Фуд Маркет" построит в Шушарах оптово-распределительный торговый центр сельхозпродукции. На первом этапе инвестор потратит 2 млрд рублей, общий объем вложений оценивается в 10 млрд рублей.
Одно из последних соглашений дня было заключено с губернатором Калининградской области Антоном Алихановым. Документ предполагает совместное развитие морских круизов в рамках создания новой судоходной компании, которая будет работать на Балтике.
"Интересы Калининграда понятны. Петербург планирует создать свою круизную компанию, купить лайнеры и выходить на туристический рынок. Это достаточно сложный рынок. Но с тем оборотом, который показывает "Морской фасад", — более 600 тыс. туристов в год — это очень существенно. Порт в Пионерском тоже претендует на свою долю пирога в круизном сообщении на Балтике", — отметил Алиханов.
По информации правительства Петербурга, сейчас пассажирский порт "Морской фасад" прорабатывает вариант строительства нового грузопассажирского круизного парома. Планируется, что судно будет работать на сжиженном природном газе. Срок проектирования и строительства парома — 3 года. На данный момент "Морской фасад" ведет переговоры с потенциальными инвесторами и кредитными организациями. Среди них — "Таллинк" (Эстония), группа стратегических компаний "Анек", а также ОАО "Совкомфлот".
На фото: ПМЭФ-2019 День первый. 2