Как закалялся ПЭФ

С самого основания Петербургский форум сравнивали с Давосским. И, кажется, это пошло ему на пользу.

Шел суровый 1997–й. ВВП страны меньше сегодняшнего в 4 раза. Ставка рефинансирования — 24%. До дефолта почти год. Мало кто помнит, что появлением собственного экономического форума Петербург обязан Егору Строеву, на тот момент спикеру Совфеда и вероятному кандидату в президенты. А проходило мероприятие в первые годы в Таврическом дворце, так как организатором была Межпарламентская ассамблея СНГ.
"Мы понимали, что на первый форум приедет не так много участников, но все равно предприниматели проявили интерес сразу. Потом стали приезжать руководители крупных фирм. А далее мы стали приглашать руководителей государств. Первый приехал Лукашенко, затем приезжали из Казахстана, Кыргызстана. Стали заключать соглашения. А когда на Петербургский экономический форум приехали по моему приглашению руководители Международного валютного фонда и Давосского форума, когда стали приезжать президенты, то все почувствовали серьезность этого дела", — вспоминал Егор Строев.

На пути к диалогу

Интерес бизнеса появился сразу, это правда. "В работе форума принимают участие около 2000 человек. Большинство из них — государственные мужи и преуспевающие бизнесмены, которых мечтает заполучить любой туристический центр. Кроме туристов Петербург получил неплохую рекламу: информацию о великом и судьбоносном событии в российской экономической жизни уже сообщили ведущие мировые средства массовой информации", — писал все в том же 1997–м "ДП". Правда, любопытство так же быстро сменялось разочарованием. "Выступавшие говорили о своих проблемах. Губернатор Ленинградской области Вадим Густов — о строительстве портов в Финском заливе, Владимир Яковлев — о Петербурге как о "воротах". Эти проблемы, судя по всему, мало интересовали широкую аудиторию. Очевидно, поэтому число свободных мест в зале резко увеличивалось после каждого перерыва. Возможно, ситуация переломится с приездом на форум кого–то из представителей правительства с хорошо подвешенным языком. В этом случае монолог превратится в диалог, что всегда интереснее", — констатировал по итогам первого дня форума "Коммерсантъ".
В кулуарах форум–97 вообще называли партхозактивом и "первым блином". Но там же — в коридорах, а не на сессиях — совершалось самое интересное: деловой мир интенсивно общался с политическим. За это ценят форум и сегодня.

Березовский был, мед–пиво пил

В 1998 году стало очевидно: Петербург быстро входит во вкус. Среди гостей второго форума — персонажи, которые сегодня по праву считаются историческими: Кириенко, Лукашенко, Дубинин, Березовский. В одном ряду, без всяких оговорок. И настоящие дискуссии: молодой премьер–министр Сергей Кириенко, например, докладывает об антикризисной программе, а члены Совета федерации — только представьте себе — с ним не соглашаются!
Уже тогда складывались и культурно–развлекательные традиции форума. Как вспоминали очевидцы, все приемы, банкеты и круизы затмил строевский прием, который не шел ни в какое сравнение с давосскими раутами. "Особое впечатление на них произвели шашлыки, которые жарились в главном зале дворца, когда–то принадлежавшего князю Потемкину–Таврическому, и уложенные в виде гигантского водопада водочные бутылки", — живописали происходившее участники. Много ли изменилось, если вспомнить скандальную вечеринку на "Авроре", организованную миллиардером Михаилом Прохоровым? Но то был спокойный июнь 1998–го, а в августе разразился кризис. Так что в 1999 году главным событием Петербургского экономического форума был уже приезд главы МВФ Мишеля Камдессю. Он читал по памяти Пушкина и согласился дать России денег. Все, конечно, не где–нибудь, а в декорациях петербургских белых ночей, в рассекающем Неву плавучем ресторане. Волшебство Петербурга — неоспоримо.
Правда, делал он это на пару с тогдашним премьером Сергеем Степашиным, который в тот момент еще лелеял собственные — как мы уже знаем сегодня, мимолетные — президентские амбиции.

Под патронажем президента

И все же у площадки постепенно появлялись конкуренты. С 2000 года Совет федерации начинает проводить Байкальский форум, с 2002 года заработал инвестиционный форум в Сочи, с 2004–го — в Красноярске.
Возможно, если бы не петербургские корни новой российской элиты, судьба ПЭФа была бы иной. Но вот совпадение: уже с 1998 года за организацию форума взялся вице–губернатор Петербурга Герман Греф, который совсем скоро получит кресло министра экономического развития. А с 2005 года форум начал регулярно посещать президент Владимир Путин.
"В начале формат был немножко не таким, как сейчас. Мы рассказывали о том, что делается, как делается, рассказывали о том, что делается в Санкт–Петербурге, в России, каким образом мы поддерживаем инвестиционные проекты, — вспоминает в интервью "ДП" Владимир Яковлев, экс–губернатор Петербурга. — И в первые годы не было того, что кто–то с кем–то что–то подписал. А вот уже в начале 2000–х — да, уже пошли подписывать соглашения многие крупные компании. Авторитет форуму было завоевывать непросто. Экономическая команда Чубайса — Гайдара считала, что есть Лондонский форум, есть форум в Швейцарии, в Давосе, и что больше никакие форумы не нужны, и что наши российские бизнесмены могут участвовать там".
В начале 2010–х форум сравнивали с Давосом уже без всякой усмешки, а подсчет первых лиц среди участников становится новым развлечением журналистов. В 2010–м здесь президент Франции Николя Саркози, в 2011–м — глава КНР Ху Цзиньтао, в 2013–м — канцлер Германии Ангела Меркель. Большой ошибкой было бы думать, что конфликт с Западом изменил расклад. Точно так же в 2016–м приехал глава Италии Маттео Ренци, а в 2017–м — австрийский лидер Кристиан Керн. В прошлом году, напомним, были японский премьер Синдзо Абэ и французский лидер Эмманюэль Макрон. Иностранные бизнесмены "русский Давос" и сегодня посещают без опаски. Ведь это Петербург — отчего бы не приехать? Если не ради докладов, так хотя бы на разведенные мосты посмотреть. Ведь санкции за это пока что не вводят.