Рестораны вместо соцсетей. Система автоматизации за пять шагов

Автор фото: Иванна Гракова
Собрав команду разработчиков во время работы «ВКонтакте», Олег Сужаев запустил вместе с ними проект, позволяющий оптимизировать работу ресторанов

Разработчик из Петербурга Олег Сужаев открыл компанию по автоматизации работы заведений общепита. На сегодняшний день ее услугами воспользовались более 500 ресторанов, кафе, гастропабов и баров в России и странах СНГ.

Любое заведение общепита нуждается в специальном программном обеспечении. С его помощью пробиваются чеки, редактируется меню, создаются технологические карты блюд, контролируются остатки на складе.
Несколько лет назад на рынке существовали только стационарные системы. Они располагались непосредственно в ресторане.
Сегодня управлять работой заведения, видеть остаток по счету можно из любой точки мира, так как в большинстве ресторанов работают облачные системы автоматизации. В их числе Restik.
Создатель этой системы Олег Сужаев 2 года проработал "ВКонтакте". Ушел он оттуда потому, что хотел заниматься собственным проектом. Первый год после запуска работы системы пришлось продать машину и жить на эти деньги.
Олег отмечает, что сначала у него была другая идея: "Еще во время учебы в Политехе мы хотели сделать приложение для выполнения заказов в ресторане, чтобы гость мог выбрать блюдо и расплатиться за него со своего мобильного телефона. Тогда в 2013 году мы начали изучать рынок и поняли, что все системы автоматизации были стационарные. Это означает, что сервер системы находится внутри заведения и к нему нельзя подключиться извне".
Сейчас системы стали проще и удобнее. Сервер находится в дата–центре, никакого дополнительного оборудования для него не требуется. Достаточно купить телефон или планшет, установить на него приложение (стоит около 4 тыс. рублей) и начать им пользоваться. Именно так работает Restik. Сравните: стационарная система под ключ обойдется как минимум в 100 тыс. рублей.

ВКоманде

В 2016 году во время работы "ВКонтакте" Олег собрал команду. Вместе они сделали простой продукт для автоматизации работы ресторанов. За первый месяц собрали около 50 заявок и бесплатно подключили 15 заведений. Тогда стало понятно, что подобные IT–продукты востребованы в ресторанном бизнесе.
В феврале 2018 года была запущена вторая версия. Команда состояла из пяти разработчиков, все они имели опыт работы в Google и JetBrains. На запуск потребовалось 200 тыс. рублей, которые были потрачены на разработку дизайна, покупку оборудования для тестирования. Команда разработчиков при этом работала без зарплаты. Сейчас разработчики получают оплату выше среднего по рынку и имеют свою долю в компании.
С Restik работают рестораны, кафе, бары, кальянные и другие заведения общепита. Иногда системой пользуются гостиницы, мини–отели, бани. Всего чуть более 500 компаний из России, стран СНГ и Лондона. Цена на продукт немного ниже рыночной, так как компания новая на рынке и в ней работает команда из семи человек, что позволяет держать цену ниже.

На рынке облачных систем

В ближайшее время Олег Сужаев вместе с командой планируют разработать алгоритм по сбору и анализу данных. Он помог бы оптимизировать расходы рестораторов, например, в сфере закупок. Система будет подсказывать, как можно сэкономить на закупках продуктов, оборудования, мебели и т. д.
Рынок облачных систем учета растет. Он стал развиваться относительно недавно — с принятия в 2016 году закона об онлайн–кассах.
Основными игроками этого рынка считаются украинская компания Poster, IIKO, петербургская Quick Resto, Square из США и Loyverse.