Чудеса на "Виражах". Из чего вырос скейтборд–бизнес Павла Трифонова

Автор фото: Евгений Егоров
Павел Трифонов, основательSkateshop.ru

Сюжеты из кино, ассортимент "Юного техника", трехслойная фанера и эпоксидная смола — из чего вырос скейтборд–бизнес Павла Трифонова.

Павел Трифонов, основатель компании Skateshop.ru, влюбился в скейтбординг, будучи советским школьником. Это увлечение оказалось для него судьбоносным и стало не только основой для будущего бизнеса, но и делом всей жизни.
"Это был, наверное, 1987 год, точно не помню. Скейтборд впервые показали мне мои одноклассники — Андрей и Лена. У нас на троих была одна доска "Спорт", — рассказывает предприниматель. — Так, не доска — а приспособление. Изготовлено на оборонном заводе. Если ее умело метнуть, можно было бы, наверное, убить человека. Ничего общего со скейтбордингом, который мы знаем сейчас, это все, конечно, не имело".
Первые скейтборды появились в СССР в 1984 году. Производством "роликовых досок оригинальной конструкции" занимался мотозавод в Риге. Вскоре производство скейтбордов освоили и в РСФСР. В Ленинграде это был "Вираж", молодежь звала такие доски "ветерками".
В 1992 году Павел стал серебряным призером чемпионата России по скейтбордингу. Билет на самолет в Саратов, где проходили эти соревнования, он купил на первые заработанные своим трудом деньги. Скейт–шопов в городе — тогда уже Петербурге — понятно, не было: спортсмены сами клеили доски и отливали подвески.
"Мы перелезали через забор на завод и в мусорном баке искали оси нужного диаметра. Бак стоял около цеха, где отливали детали из силумина — сплава алюминия и стали. У моего друга там работал папа, друг проходил на заводе практику, а значит, у нас было место с напильниками, тисками, лерками и прочим инструментом. Там мы обрабатывали свои первые доски, нарезали резьбу, — рассказывает Павел. — Нас не до всего допускали. В цехе мы говорили: "Дядя Витя, привет, нужно отлить то и то".
Первая тусовка скейтеров формировалась вокруг СКК и БКЗ "Октябрьский", обелиска "Городу–Герою Ленинграду" (его называли "гвоздь"). У любителей покататься и выучить пару трюков на доске в распоряжении были только "Спорт" и "Вираж", мечтать о зарубежных досках было еще рано. Поэтому самопальные скейтборды расходились хорошо.

Самоучки в изобретении колеса

"Как–то раз мы сходили на кино "Достигая невозможного", оно вышло в прокат в 1989–1990 годах. Так мы узнали, что на досках можно подпрыгивать и крутиться. Мы с друзьями вышли с открытыми ртами и пошли делать доски и трюки сами. Кто–то подлетел вверх на высоту спичечного коробка — это уже было невероятно. Можешь повторить? Покажи, как ты это сделал. Пытались скопировать, раскладывали движение на составляющие, — вспоминает предприниматель. — У нас не было никакой информации, мы изобретали колесо заново, что–то копировали, где–то упрощали. Был такой магазин "Юный техник" в Автово, где можно было купить трехслойную фанеру и эпоксидную смолу. То, что я сидел и клеил доски, — это был мой громоотвод от "лихих девяностых" и от всяких бед". Хобби уже окупало себя и начинало приносить стабильный, хоть и небольшой, доход.
"Мне больше нравилось кататься, когда скейтбордами в городе увлекалось максимум 30 человек. Ты всех знал, и тебя все знали. Это было ново и интересно", — вспоминает Павел. В последующие годы всенародная любовь к катанию на доске с колесиками — как по асфальту, так и по специальным фигурам — то разгоралась, то угасала. Модным стало не только иметь скейтборд, но и просто ходить в скейтовой одежде. "Все стали одеваться как скейтеры, кеды продавались контейнерами. Можно уже не кататься, достаточно нести скейтборд под мышкой и делать "сэлфи". Совсем недавно стали модными пластиковые яркие скейтборды, но это временно, — уверяет Павел. — Потому что идеальная доска, как скрипка Страдивари, должна делаться из особого дерева. В нашем случае это канадский клен".

Олимпиада — попса

Прошел пик популярности скейтбординга или нет — говорить пока рано, однако сегодня он включен в состав олимпийских дисциплин. Первые соревнования пройдут в 2020 году на Олимпиаде в Токио. Павел Трифонов не испытывает по этому поводу особой радости. "Это все равно что панк–рок в филармонии, — утверждает он. — Скейтбординг — не спорт, а образ жизни, ему нужно отдаваться по полной. Можно всю жизнь прокататься на доске и не выучить всех трюков. Это очень непростая история. Как это оценить?"
Пожалуй, самый простой для оценки подвид скейтбординга — слалом. Скейтеры объезжают фишки и соревнуются в аккуратности и скорости. "Достижение — когда один слаломист проехал трассу на долю секунды быстрее соперника. И что здесь такого? Скучно, — размышляет Павел. — Другое дело, когда тебе надо набраться храбрости и решиться прыгнуть через 10 ступенек. Раньше ты прыгал через три, а тут — целых 10. Бросить вызов городу и преодолеть себя — вот за что я люблю скейтбординг".
В 2003 году Павел купил домен skateshop.ru, но интернет–скейт–шопом он станет только через 7 лет. До этого момента сайт носил информационный характер, содержал фотоотчеты прошедших в Петербурге соревнований. Со временем там стали продаваться не только доски, но и чехлы для их хранения и переноски под брендом Skateapparel. Магазин оброс своим шоурумом, скейт–парком и школой. "Это очень сложный бизнес, но работа мечты для скейтера — это работа в скейт–шопе", — признается Павел. В 2010 году он запустил производство досок Virage skateboards — ремейк исторического советского бренда "Вираж".
"У моего соседа была радиоуправляемая машинка "Вираж". Нажимаешь на кнопку — едет вперед. Нажимаешь другую — назад. Я, конечно, очень хотел такую, — рассказывает Павел. — И вот спустя 30 лет я покупаю эту машинку на Avito за 500 рублей. На упаковке написано 1987 год — кайф. У меня уже был свой бренд Viragе skateboards, и мы сделали дизайн доски с изображением той самой машинки. Она стала героем доски 2019 года". Когда рассказываешь эту историю покупателю, люди понимают, что эта дощечка — с душой.

Советы по делу от Павла Трифонова

1. Мне нравится моя работа: я не заставляю себя ходить на нее. Я действительно думаю, что надо стремиться делать то, что любишь, даже если это не суперприбыльно.
2. Если задумал что–то, не откладывай на потом — делай. Иначе нереализованная идея будет камнем, который тянет тебя назад.
3. В последнее время я выращиваю идею уникального наполнения Магазина, это Virege skateboards, Skate apparel, Shaka boards. Все эти бренды основал я. Какой вывод? Я не буду пересекаться с моими конкурентами.