01:1531 мая 201901:15
372просмотров
01:1531 мая 2019
Одиночество не в моде, сейчас пора совместного проживания.
Десятые годы нашего века интересны тем, что начались с успеха художников, которые идут в искусстве собственным путем, вне групп и движений, однако затем неожиданным образом оказалось, что быть одиночкой больше не модно. Сейчас вновь актуально быть вовлеченным в арт–сообщество, притом что чуть менее 10 лет назад это мало кого вдохновляло.
Анна Желудь вошла в истеблишмент после участия в основном проекте Венецианской биеннале в 2009–м. С середины 2010–х она делает в год по персональной выставке, а иногда даже несколько, чередуя топовые московские галереи с солидными музеями. Творческая траектория Желудь независима от арт–групп, которые в значительной степени определяли художественную жизнь нулевых. И ее случай далеко не единственный. Громко заявившая о себе группа "Мыло", лауреат премии "Инновация" 2009 года, к середине 2010–х распалась. Один из ее участников — Семен Мотолянец — за считаные годы стал одним из наиболее заметных художников этой страны, высоко поднявшись в престижных рейтингах. Похожим образом развивалась история другого успешного арт–сообщества — "Непокоренные", которое вот уже не первый год функционирует как арт–резиденция и система мастерских. Инициаторы этого проекта — Татьяна Ахметгалиева, Илья Гапонов, Ирина Дрозд, Иван Плющ и некоторые другие — давно и с успехом работают самостоятельно. Арсений Жиляев тоже именно в 2010–е состоялся как художник вне групп и направлений. Чтобы завершить этот перечень, упомянем еще Александра Дашевского, идущего своим столь же успешным путем.
Говорить о поколении 2010–х не так–то просто, зная, как одно за другим распадались арт–сообщества, открывая перед художниками перспективы индивидуальной карьеры. Та же нынешняя Венецианская биеннале, подытоживающая опыт десятилетия, удивила многих тем, что в российском павильоне вместе с Александром Сокуровым выставляется как раз один из наиболее ярких "одиночек" Александр Шишкин–Хокусай. И он, и знаменитый кинорежиссер были приглашены из других творческих цехов, что вызывает и недоумение, и ревность у деятелей contemporary art. Впрочем, Шишкин–Хокусай, работавший с ведущими российскими театральными режиссерами и уже давно ставший знаменитостью в мире театра, именно в 2010–е выступил как современный художник. Конечно, многим выбор Шишкина–Хокусая для национального проекта на арт–биеннале представляется странным (что уж говорить о Сокурове). Однако, как бы то ни было, перед нами типичный случай вертикальной индивидуальной карьеры в искусстве.
Тем временем, пока художники искали себя каждый по отдельности, в Петербурге появилась группа, без которой теперь сложно представить современное российское искусство. Исследовательская база "Север–7", как первоначально называлось это объединение, самозародилась в укромном подвале на задворках Никольского рынка. Никаких гостиничных комплексов там тогда и в помине не было — одна сплошная питерская романтика: щербатые стены да ржавые крыши. Коломна с ее чудаками, воспетыми в эпоху Пушкина и Гоголя, с ее эстетством и скурильностью, которые дороги сердцу любителей "Мира искусства", с ее питерским своеобычием, стала альма–матер "Севера 7". Петр Дьяков, Олег Хмелев, Александр Цикаришвили, Леонид Цхэ, Нестор Энгельке и некоторые другие делали первые проекты после того, как эпоха сквоттерства закончилась, хотя их кочующая "база" напомнила многим о перестроечных временах и "героическом" периоде Пушкинской, 10. "Север 7" сменил не одну площадку, с каждым годом становясь все более открытым сообществом, которое притягивало и продолжает притягивать к себе художников разных поколений.
Искусство "Севера 7" заразительно своей витальностью. Оно случается там и тогда, где и когда группа затевает совместный проект, будь то заводские задворки на Васильевском, арт–ярмарка в Москве или норвежский городок. "Север 7" — это постоянный work in progress, опыт совместного проживания искусства, что теперь уже уникально для contemporary art с его проектностью, стейтментами, стратегиями и отчетами. Собственно, для российской арт–сцены появление "Севера 7" — неоценимая удача и гарантия того, что она не превратится ни в салон, ни в фестивальный галоп, под который подстраиваются большинство художников, ни в заигрывание с теми, кто, не зная устали, борется со скукой, спуская на арт немалые деньги.
Этой весной исследовательская база прекратила кочевье, осев на Петроградке. В классическом петербургском подвале, из которого денно и нощно насос высасывает грунтовые воды и нечистоты, построен бункер–лабиринт. С давней питерской любовью к берлинской вольготности новая площадка названа Kunsthalle Nummer Sieben. Это большой выставочный зал, где с завидной частотой проходят выставки художников из круга "Севера 7". Такого в Петербурге, да и в Москве, давно не бывало. Свое семилетие группа ничтоже сумняшеся отмечает фестивалем "7 Север 7", в рамках которого пройдут выставки в Новом музее современного искусства и галерее Anna Nova. В них примут участие художники, работающие в "Севере 7" с самого начала, и их многочисленные друзья. В конце года будет большой проект в Музее современного искусства Антверпена. "Север 7" вездесущ, успешен, и это только начало большого пути. В ближайшем будущем он покорит не только российские столицы. Но это будет уже следующее десятилетие.