Уровень децентрализации. Директор по цифровой трансформации "Газпром нефти" о том, что сдерживает блокчейн

Автор фото: Росконгресс
Андрей Белевцев, директор по цифровой трансформации «Газпром нефти»
Андрей Белевцев, директор по цифровой трансформации «Газпром нефти» (материнская компания победителя Рейтинга «Газпром Аэро»), рассказал корреспонденту «ДП» о должной степени доверия, о контроле движения грузов и о том, что сдерживает использование технологии блокчейн.

Даже в наших опросах некоторые эксперты указывали, что вашему проекту смарт–контрактов на авиатопливо блокчейн не был нужен. Почему нельзя было использовать более простые технологии?

— Это первый подобный опыт на российском авиарынке с использованием технологии блокчейн. Нужно понимать, что речь идет про миллиарды рублей в месяц и более простые алгоритмы не обеспечивают должной степени доверия для того, чтобы предоставить им прямой доступ к банковскому счету. Это принципиально важно. Блокчейн в нашем случае обеспечивает доверие участника к системе, так как он точно знает алгоритм расчета сумм списания и контролирует его неизменность. Мы видим большой потенциал в использовании этих технологических решений, оценку результатов мы планируем провести по итогам тиражирования решения.

Собирается ли «Газпром нефть» расширять опыт использования блокчейна в других сферах?

— В прошлом году «Газпром нефть» также успешно испытала блокчейн в логистике по доставке технологического оборудования. Груз помечается радиочастотными датчиками и подключается к системе спутникового позиционирования. На этапе отгрузки с завода–производителя после считывания RFID–меток формируется документ с информацией о поставке. В дальнейшем GPS–датчик позволяет контролировать движение груза в центр хранения, скорость его перемещения, количество и продолжительность остановок в пути. Все полученные с устройств данные фиксируются смарт–контрактом и отражаются в блокчейн. Это обеспечивает неразрывную связь физической поставки, всех сопровождающих процессов и документооборота, а также позволяет всем участникам процесса получить доступ к достоверной информации в зашифрованном виде. Успешная реализация пилотного проекта подтвердила возможность применения технологии блокчейн в управлении цепочками поставок. «Газпром нефть» рассматривает возможность дальнейшего использования потенциала блокчейна для управления поставками, верификации оборудования и в проектах капитального строительства.

Насколько отсутствие российского законодательства сдерживает развитие таких проектов?

— Активное использование технологии блокчейн в России сдерживается в первую очередь отсутствием практики использования цифровых документов. Например, в некоторых сферах нормативными требованиями закреплено обязательное использование бумажных носителей. Что касается технологии блокчейн, то основная мысль в том, чтобы закрепить юридическую значимость передаваемых через блокчейн электронных документов.
Вторым сдерживающим фактором является недостаточность правоприменительной практики в области использования блокчейна, смарт–контрактов и связанных с ними технологий. В частности, использование так называемой «технологической» электронной подписи, когда юридически значимое действие выполняет сам смарт–контракт, то есть программа. Поэтому мы рассчитываем на развитие отраслевого законодательства.

Вы использовали корпоративный блокчейн, насколько это надежное решение в плане безопасности?

— Вопрос безопасности актуален, но он больше связан со вспомогательными технологиями, такими как использование электронной подписи и конкретных алгоритмов криптографии, а не с самим блокчейном. Мы не видим необходимости в использовании публичного блокчейна, так как количества участников отрасли достаточно для обеспечения нужного уровня децентрализации распределенного реестра.

Окупается ли технология?

— Компания рассчитывает окупить вложения в среднесрочной перспективе за счет привлечения дополнительных объемов заправки и сокращения расходов на бумажный документооборот.