Место не повод для названия. Пивоварне "Хейнекен" отказали в регистрации исключительных прав на название "Свердловское"

Автор фото: Евгений Иванов
4 года длились разбирательства по правам на название пива «Свердловское»

Суд отказал пивоварне "Хейнекен" в регистрации исключительных прав на название пива "Свердловское". Разбирательства длились 4 года.

Президиум Суда по интеллектуальным правам (СИП) подтвердил отказ в удовлетворении иска ООО "Объединенные пивоварни Хейнекен" к Роспатенту. Производитель пытался зарегистрировать товарный знак с предоставлением правовой охраны словесному элементу "Свердловское", но получил отказ.
Оспаривать его он решил в президиуме СИП, но доказать, что именно "Хейнекен" имеет право выпускать такую марку пива, не получилось. Третьим лицом в этом деле выступало ООО "Пивоваренная компания "Балтика", которое также является производителем напитка с таким названием.
В 2015 году "Хейнекен" подал заявку на регистрацию комбинированного обозначения в виде рака с кружкой пива и надписью "Свердловское" в качестве знака. В Роспатент также поступило заявление от ООО "Пивоваренная компания "Балтика". В нем говорилось, что получение "Хейнекен" прав на это название исключает возможность другим производителям использовать данное обозначение как описательное, указывающее на место производства или сбыта товара. Таким образом, по мнению "Балтики", одному производителю будут предоставлены необоснованные преимущества. Роспатент согласился с доводами "Балтики" и отказал в регистрации товарного знака.
Компания "Хейнекен" направила в Роспатент возражения, считая, что "Свердловскому" может быть предоставлена правовая охрана, так как производитель имеет свой завод в Екатеринбурге. Но ведомство не нашло оснований для их удовлетворения. СИП 19 апреля 2018 года подтвердил законность решения Роспатента.
Но президиум СИП 15 августа 2018 года не согласился с выводами суда нижестоящей инстанции, поскольку им не был установлен факт восприятия словесного элемента "Свердловское" как места производства, сбыта конкретных товаров, так же как место нахождения их производителя. Также суд не проверил, устанавливались ли такие ассоциативные связи в оспариваемом решении Роспатента.
Рассмотрев дело повторно, в мае 2019 года президиум СИП подтвердил правомерность отказа в регистрации исключительных прав на это название.

Конкуренция должна сохраняться

В пивоварне "Хейнекен" от комментариев отказались. Директор по интеллектуальной собственности компании "Балтика" Елена Кузьмина пояснила "ДП", что правообладатель имеет право использовать принадлежащее ему обозначение и запрещать третьим лицам такое использование. "Однако мы полагаем, что такой подход означал бы проявление недобросовестной конкуренции, поскольку на рынке России несколько производителей изготавливают пиво под названием "Свердловское", — говорит Елена Кузьмина.
Директор по развитию локальных брендов "Балтики" Сергей Голубцов добавляет, что крупные национальные бренды испытывают все большее давление со стороны локальных пивных компаний, так как потребители, находящиеся в поисках альтернатив привычным сортам, все чаще делают свой выбор в пользу менее массовых предложений.
Юрист практики разрешения споров Rightmark Group Анна Пронина отмечает, что, отказывая в регистрации в качестве товарного знака географических названий, указывающих на место производства или сбыта товара, Роспатент исходит не только из прямого запрета на такую регистрацию, установленного Гражданским кодексом РФ, но и из международной практики.
"Данный случай нельзя назвать прецедентным. Роспатент уже отказывал в регистрации таких товарных знаков, как, например, "Римская пицца", портвейн "Кавказ", "Шаверма по–питерски", — указывает юрист.