В полной мере фразу "Широка страна моя родная" понимаешь даже не при беглом взгляде на географическую карту, а на практике, когда добираешься от Петербурга до Южно–Курильска, лично убеждаясь в том, что "земля поката". И это сегодня, когда вокруг "стрекот аэропланов, беги автомобилей, ветропрoсвист экспрессов, крылолет буеров". Невольно задумываешься — каково же было жить в России в ту пору, когда самым надежным средством транспорта был транспорт гужевой? И начинаешь с особым почтением относиться к императору Александру III, по воле которого в стране появилась железная дорога, связывающая Запад с Востоком. Великий Сибирский Путь. Транссиб.
Прикатил самолично
Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали началось 31 мая 1891 года. Но этому моменту предшествовало без малого 35 лет изысканий, обсуждений проектов и, разумеется, поиска необходимых для строительства средств. Все отлично понимали, что железная дорога, проходящая через всю Сибирь на отрезке от Челябинска до Владивостока, станет той самой транспортной скрепой, которая объединит регионы страны, позволит лучше использовать ее сырьевой потенциал и, наконец, упростит даже процесс управления ею. Тут надо понимать, что процесс коммуникации между столицей империи и самой дальней восточной ее окраиной был настолько несовершенным, что иногда становится даже удивительно — как в принципе удавалось сохранять единую властную вертикаль на такой территории и единую систему законов. В общем, необходимость этой магистрали понимали еще в 1857 году, когда генерал–губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев–Амурский впервые озвучил вопрос о ее создании. Но, даже зная о насущной необходимости строительства, нужно было еще придумать, откуда взять сумму 350 млн рублей золотом, необходимую на это мероприятие по самым скромным расчетам. На самом деле, кстати, денег понадобилось намного больше, но это как раз нормально, учитывая специфику проекта и природные условия, в которых он реализовывался.
Короче говоря, процесс планирования и согласования малость затянулся, и только 31 мая 1891 года в свет вышел высочайший рескрипт императора Александра III: "Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений". Строительство началось в тот же день. Во Владивостоке в церемонии открытия работ принимал участие наследник престола — великий князь Николай Александрович, будущий Николай II, лично прикативший на будущую насыпь первую тачку земли. То есть проект был не просто серьезным, не просто стратегически важным, а значимым для императорской фамилии лично. Недаром цесаревича на другой конец державы отправили напоказ тачку толкать — это был, как сейчас сказали бы, сигнал.
Непарадный памятник
Строили магистраль для быстроты с двух сторон одновременно. За первые 7 лет была построена часть дороги от Владивостока до Хабаровска — 769 км — и от Челябинска до Оби — еще 1418. Для тогдашнего уровня развития техники это небывалые темпы строительства. Всего на сооружение магистрали, позволявшей проделать путь от Атлантического до Тихого океана, не выходя из вагона — только на поезде, потребовалось 14 лет. И сегодня это самая длинная железная дорога в мире — 9288 км от Москвы до Владивостока.
Александру III за проявленную политическую волю в реализации этого проекта и решении связанных с ним финансовых трудностей поставили памятник — полностью, как говорится, соответствующий ситуации и моменту. Император, одетый в теплый полушубок и папаху, готовый, казалось, хоть прямо сейчас отправиться в Сибирь инспектировать свое детище — магистраль, построенную по его воле и указу, — сидел верхом на могучем коне–тяжеловозе. Эта совсем не парадная скульптура стояла на Знаменской площади, встречая приходящие в столицу поезда, в том числе и те, что прибыли по Транссибу. На постаменте из красного валаамского гранита была выбита надпись: "Императору Александру III — державному основателю Великаго Сибирскаго Пути".