Живя в Петербурге, далеко от Греции и Италии, нам, тем не менее, грех жаловаться на то, что мы обделены античностью. В Эрмитаже неплохая коллекция древнеримского и древнегреческого искусства. И все, кто вырос в этом городе, с детства помнят не только всадников в доспехах из Рыцарского зала, но и зал Юпитера. Про "Гробницу Гомера", которую граф Строганов привез из Италии на радость всем, кто любил повеселиться в Строгановском саду, ходят легенды. Неоклассическая архитектура Петербурга хранит память об эпохе идеализации античности. Ну а если нужно восполнить недостающие пробелы в истории античного искусства, то несколько часов на "Сапсане" — и к вашим услугам безупречная экспозиция копий и слепков Пушкинского музея в Москве. К счастью, истоки европейской цивилизации от нас не сокрыты, но, когда к нам привозят экспозицию из Археологического парка Помпей и Национального археологического музея Неаполя, становится ясно, что многого нам недостает.
В Манеже Малого Эрмитажа можно увидеть то, ради чего мы отправляемся в далекое путешествие в благословенную Италию. В Помпеях и в Неапольском археологическом музее хранятся редчайшие вещи, найденные на месте римских городов Геркуланума, Помпей, Стабий и окрестных резиденций, которые были погребены под пеплом после извержения Везувия. Катастрофа, за считаные часы унесшая жизни тысяч людей, сохранила память о цивилизации, существовавшей две тысячи лет тому назад. По сей день археологи ведут раскопки в этих краях и даже в наши дни делают открытия.
В Эрмитаж привезли подборку произведений искусства и бытовых предметов, которые достаточно полно представляют жизнь древнеримского города на рубеже нашей эры. Помимо скульптур, фресок и мозаик здесь можно увидеть обычные вещи той эпохи: величественный водогрей, сейф из железа и бронзы с хитроумной системой замков, мраморный стол, весы, гири, кирки, топоры, мотыги, серпы, грабли и многое, многое другое. Экспонаты из Италии дополнены вещами из Помпейской коллекции Эрмитажа. И те, кто увлекается историей античности, и те, кто придет на выставку из праздного интереса, любопытство удовлетворят.
Станислав Савицкий, арт–критик