5G на переправе не меняют. Минкомсвязи предлагает использовать отечественные технологии

Автор фото: vostok–photo
На создание суверенной сети 5G потребуется несколько лет

Минкомсвязь в обновленной концепции развития 5G предлагает использовать отечественные технологии. Которых, как признают в министерстве, почти нет.

В документе не говорится об обязательной эксплуатации отечественного оборудования и программного обеспечения — это лишь рекомендация операторам связи. Они должны будут "преимущественно" использовать российское оборудование, и только в том случае, если оно будет конкурентоспособно, то есть не уступит зарубежным аналогам по цене и качеству.
"Понятно, что на первых порах оборудование будет в основном иностранным, — признает в разговоре с "ДП" официальный представитель Минкомсвязи Евгений Новиков. — Но отсутствие отечественного оборудования — не повод не развивать 5G на иностранном уже сейчас. Само по себе, без рынка, российское оборудование и не появится никогда. Мы надеемся, что наши производители смогут быстро подстроиться под новый рынок".
Основная цель подобного импортозамещения — создание некой суверенной сети 5G, не подконтрольной иностранцам и защищенной от возможных санкций на поставку оборудования. Речь идет как об абонентском оборудовании, так и, например, о системах хранения данных. Для стимулирования отечественных производителей чиновники пообещают им, среди прочего, налоговые льготы.
Однако государству, по всей видимости, все же придется пойти на уступки, если строительство сетей 5G в России начнется до появления российских технологий.
"Риск невозможности дальнейшей замены импортного оборудования при уже налаженной сети 5G есть: отечественное производство сильно отстало. Выход, по нашему мнению, в локализации иностранных технологий", — добавляет Евгений Новиков.
Аналитики телеком–рынка считают сценарий появления суверенной сети 5G нереалистичным. По их словам, доля сопоставимого по качеству отечественного "железа" для сетей нового поколения находится на уровне погрешности. И "локализация технологий", вполне вероятно, окажется сборкой "отечественного" оборудования из деталей, полностью закупленных за рубежом, или добавлением в иностранные продукты пары отечественных компонентов.
Например, в случае с системами хранения данных операторов работа над отечественными аналогами началась только с принятием закона Яровой.
"Своих разработок в этой области у нас нет, инвестиций в проекты тоже нет. "Отечественные" системы для закона Яровой хоть и адаптированы под наши условия, но их ключевые компоненты все равно создаются за рубежом", — поясняет ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
В свою очередь, директор Ассоциации компьютерных и информационных технологий Николай Комлев подчеркивает, что "в министерстве связи тоже есть реалисты", поэтому в итоге они могут прийти к идее создания неких совместных предприятий с Huawei и Ericsson.
"Другой вопрос, что сами требования к телекоммуникационному оборудованию для получения статуса "отечественное" слишком завышены. Производители говорят, что либо они не могут соответствовать всем критериям, либо это слишком трудоемкий процесс из–за необходимости постоянно подтверждать этот статус", — рассказывает глава ассоциации. По его словам, если обновленную концепцию примут, то для совместных предприятий "на некоторые требования будут закрывать глаза".
Сегодня в России производят только отдельные модули оборудования — например, детали для маршрутизатора, который потенциально сможет раздавать сеть 5G. Однако никаких комплексных решений пока нет.
"Создание конкурентных IT–решений для операторов связи потребует масштабных финансовых вложений, которые вряд ли окупятся емкостью российского рынка. Поэтому продукты отечественных производителей будут скорее использоваться для выполнения нишевых или локальных задач, что будет составлять единицы процентов от всей сети", — размышляет представитель IT–компании "Крок" Михаил Щеголев.
Гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков считает, что если Россия решит создать сеть 5G своими силами, то ее производство наладят не раньше 2025 года. "Государству необходимо вкладывать огромные средства в научно–исследовательские разработки на протяжении многих лет, чтобы получить какой–либо результат", — считает он.