Сильны малым. Замдиректора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития о петербургском бизнес-климате

Автор фото: Архив "ДП"

Петербург вошел в тройку российских регионов — лидеров по вовлеченности жителей в малый бизнес. Подтверждает ли реальная практика статистику и достаточно ли городскому малому бизнесу поддержки и отчетности? Оценку ситуации в Петербурге из Москвы дает заместитель директора департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития Олеся Тетерина.

Насколько динамично оказывается поддержка малым предприятиям в Петербурге?

— Логично, что крупные города показывают большую активность в отношении создания малых предприятий. Жители в большинстве своем финансово и юридически грамотны, поэтому не боятся начинать собственное дело. И они в случае возникновения трудностей знают, что смогут обратиться за помощью.
В 2012–2015 годах в Петербурге была создана комплексная инфраструктура для поддержки производственных компаний. Был запущен городской технопарк, инжиниринговый центр, центр поддержки экспорта, фонд микрофинансирования предпринимательства и гарантийный фонд, также предоставляется широкий спектр консультаций и образовательных программ.
Для предпринимателей запущено максимальное количество мер поддержки — вопрос в том, что не все желающие знают о действующих программах. Кроме того, срабатывает принцип здоровой конкуренции: предприниматель, воспользовавшийся помощью, не стремится поделиться опытом с партнерами. Поэтому информирование о программах является важным приоритетом для государства.
Петербург действительно является лидером по количеству малых и микропредприятий. В Реестре субъектов малого предпринимательства зарегистрировано 380 тыс. организаций, из которых микропредприятий — 220,7 тыс., 17,1 тыс. — малые предприятия и почти 1,4 тыс. — средние предприятия. Что касается ИП, то их зарегистрировано более 141 тыс. В стране всего зарегистрировано более 6 млн предпринимателей, относящихся к малому бизнесу. Из них только 3–4% получают финансовую поддержку.
Согласно национальному проекту "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", мы планируем к 2024 году довести этот показатель до 10%. В Петербурге количество занятых в секторе малого и среднего бизнеса должно увеличиться до 1,5 млн человек.

Какова ваша оценка доли теневой занятости в малом бизнесе?

— По разным подсчетам, в стране 9–16 млн человек в теневом бизнесе: источники их доходов не ясны, они не осуществляют никаких отчислений. По данным Росстата за 2017 год, в Петербурге доля занятости в неформальном секторе составляла 12,2%. Это на 7,6% ниже среднероссийского уровня.
Крупнейшими нерегулируемыми секторами остаются сфера красоты и индивидуальные услуги — такие как ремонт, IT–услуги. Решить вопрос регулирования этой сферы должен налог для самозанятых, пилотная версия которого работает в Москве и Московской области, Калуге и Татарстане.
Мы предполагали, что часть ИП перейдет в режим самозанятых из–за более низких налогов (4% для тех, кто работает с физлицами, и 6% для работающих с юрлицами). Но текущая статистика этих опасений не подтверждает. В Петербурге много работающих в сфере IT — в этом случае налог для самозанятых действительно может упростить жизнь программистам–фрилансерам.
Пока мы видим положительную динамику в тестовых регионах: граждане активно регистрируются. Хоть самозанятые по закону и выведены в отдельную категорию и не относятся напрямую к категории малого и среднего бизнеса, они включены в нашу национальную программу. Мы прогнозируем, что их количество к 2024 году достигнет 2,4 млн человек.

Нередко малый бизнес опасается принимать участие в программах поддержки, ссылаясь на небольшие размеры помощи и большой объем отчетности по использованию средств. Эта ситуация как–то разрешается?

— Конечно, государственная система поддержки малого предпринимательства не отлажена так, как хотелось бы. Мы стараемся самостоятельно поднимать достаточно много данных, таким образом снижая нагрузку по отчетности для бизнеса. Тем более что сегодня активно развиваются электронные системы — налоговой или Росстата, к примеру. Однако стоит понимать, что не все сразу! Когда мы анализируем эффективность оказанной поддержки, мы спрашиваем с региональных властей, они в свою очередь — с подведомственных организаций, а те — с предприятий.
Так или иначе полностью оградиться от отчетности здесь и сейчас, увы, невозможно. Но, еще раз повторюсь, мы над этим работаем.
В то же время предприниматели, воспользовавшиеся средствами, не всегда объективно оценивают ситуацию. Вот, например, когда вы общаетесь с инвестором — зачастую он также просит не только бизнес–план, но и отчет об успехах. Чем в этом случае отличается государство, выделившее средства на реализацию проекта? Хотелось бы, чтобы пользователи услуг понимали и свою ответственность.

Сегодняшнее состояние экономики редко наталкивает на мысль о том, чтобы заняться рискованными проектами и открывать свое дело. Этот тренд как–то отражается на цифрах?

— Мы недавно проводили социологическое исследование, согласно которому 30% опрошенных обдумывают возможность открытия собственного предприятия. Это достоверные цифры — исследование проводилось с репрезентативной выборкой в январе 2019 года.
На наш взгляд, последние 2 года заметны улучшения в настроении общества. Мы со своей стороны этому всячески способствуем: стараемся информировать не только о видах финансовой и нематериальной поддержки, но и об уже сложившемся позитивном опыте наших подопечных.

Рейтинг «Вовлеченность населения в малый бизнес в регионах России»

1. Калининградская область
2. Новосибирская область
3. Санкт–Петербург
4. Москва
5. Хабаровский край
? 23,4% — доля работников малых и микропредприятий в общей численности занятых в Петербурге в 2018 году
? 5,7 млн — оборот на одного работника в 2018 году
Источник: РИА «Рейтинг»