Субъективно? Откровенно!

Автор фото: Photoxpress

В старые добрые времена шагу нельзя было ступить без рекомендательных писем — но и сейчас без консультаций не обходится.

Книги и кинофильмы пестрят примерами — от д’Артаньяна до гардемаринов все бережно хранят написанные от руки листочки, берегут целостность сургучной печати на них и выступают в роли "подателя сего". От этого зависели карьера и благополучие. Кажется, что и сейчас так: поменялся лишь формат, однако без рекомендаций по–прежнему не обходится.
В Петербурге 5 млн жителей, но присказка "город маленький" всегда актуальна. По рекомендации ищут врача, ремонтную бригаду, школу, няню — и сотрудника тоже. Иногда компании просят указывать прямо в резюме лиц, которые могли бы оставить отзыв о соискателе. Иногда ищущие работу делают это самостоятельно.
Здесь важно точно понимать последствия такого шага и заранее проговаривать с потенциальным рекомендателем его готовность общаться и желание хвалить бывшего сотрудника. Иначе может выйти неловко — и хорошо, если потенциальный наниматель будет разговаривать с бывшим не в присутствии кандидата и не по громкой связи. Бывали случаи, когда неприятная правда о реальном отношении бывшего начальника стоила прекрасной карьеры на новом месте.
В США, например, считается важным найти себе в компании ментора — он может быть официальным и будет помогать адаптироваться и вводить в курс дела, а может быть и неофициальным, но будет вас продвигать и хвалить. От упоминания имени и потенциала сотрудника в нужный момент, например на ключевом совещании, может многое зависеть.
В России система работает примерно так же, по крайней мере в неофициальной части. Невозможно предсказать, когда и кому позвонят за рекомендациями: это может быть и начальник на последнем месте, и человек, работавший с кем–то 10 лет назад, однокурсник и просто знакомый. Если отзыв окажется позитивным, иногда становится известно и имя посоветовавшего. Если же негативным, то чаще всего о его роли в отказе от места никому не скажут. Хотя и отрицательное мнение срабатывает не всегда, окончательное решение все равно за работодателем.
"Еще лет пять назад "сила рекомендаций" имела большее значение, чем сейчас, так как рекрутерам негде было взять информацию, кроме как "спросить у людей", — отмечает Анна Громова, руководитель центра подбора IT–специалистов рекрутингового центра ExRP. — Сейчас же кандидаты сами рассказывают о себе в соцсетях и оставляют "цифровые следы", из которых опытный рекрутер составит целое досье. Более опытные и продвинутые кандидаты строят в соцсетях личный бренд "под продажу в компанию" по всем маркетинговым правилам, но если у такого бренда нет фундамента, то это легко вскрывается на первом же собеседовании".
"Наша статистика по рекрутингу за год показала, что 31% новых коллег пришли по рекомендации тех, кто сейчас работает у нас", — говорит Юлия Завилейская, старший вице–президент DataArt. "Я искренне люблю, когда мне рекомендуют знакомых, друзей. Люди не рекомендуют тех, в кого не верят, кого считают неинтересными, — ведь любая рекомендация опосредованно влияет на репутацию", — подчеркивает она.
Делать выводы только по соцсетям достаточно рискованно, поэтому приходится "по старинке" собирать рекомендации на человека вручную, добавляет Анна Громова. "При этом рекомендация, какая бы она ни была — положительная или отрицательная, — не должна быть основанием для принятия решения. Важен комплексный взгляд на собеседование, тесты, оценку профиля и интеллект кандидата, наличие у него необходимых компетенций и навыков", — уверена эксперт. Ее рекомендация: если человек говорит о своих минусах открыто и в профессиональной среде в большинстве имеет хорошую репутацию, с ним можно иметь дело. Мало ли, почему у человека не получилось в другой компании, — это не повод "ставить крест" на хорошем специалисте.
Юлия Завилейская соглашается: "Я перестала придавать большое значение отзывам о кандидатах — для меня они теперь носят исключительно справочный характер. Отзывы ситуационны — это опыт человека в другой обстановке, культуре, корпоративной традиции. Мы бы не взяли как минимум пять прекрасных успешных специалистов в DataArt, если бы в момент переговоров принимали решения, основываясь на отзывах тех, кто работал с ними раньше".