От неприятия к легализации. Что изменится, когда "Платон" внесут в Налоговый кодекс

Автор фото: Сергей Николаев

Система "Платон" может стать официальным неналоговым сбором, закрепленным в Налоговом кодексе страны

В апреле министерство финансов вынесло на обсуждение законопроект о включении в Налоговый кодекс пяти новых неналоговых платежей. Среди них — "сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения". Проще говоря, в Налоговый кодекс страны попадает система автоматического сбора денег с грузоперевозчиков "Платон".
Вопрос кодифицирования неналоговых сборов, в том числе "Платона", обсуждался давно. Разработка законопроекта заняла около года. В конце марта инициатива обсуждалась на коллегии Минфина. Премьер–министр Дмитрий Медведев заявил, что включение неналоговых платежей в НК не приведет к увеличению фискальной нагрузки на бизнес.
Законопроект в данный момент находится в стадии общественного обсуждения. Оно продлится до 26 апреля.

С благими целями

Введение системы "Платон" в ноябре 2015 года стало сильнейшим стрессом для рынка грузовых автоперевозок.
Руководство страны посчитало, что, помимо транспортного налога, грузоперевозчики должны платить за вред, который их большегрузы наносят асфальтовому покрытию федеральных трасс. Название системы возникло от сокращения "плати за тонну". Сбору подверглись владельцы всех транспортных средств массой свыше 12 т.
Был введен тариф оплаты из расчета 1 км пройденного грузовиком пути. Перевозчиков обязали устанавливать на борту специальное оборудование, которое в автоматическом режиме начисляло бы сбор и снимало средства со счета предпринимателя. Деньги шли в дорожный фонд страны и направлялись потом на ремонт дорог.
Появление "Платона" очень резко отразилось на рынке грузоперевозок. Если в 2015 году, по оценкам участников, около 75% рынка занимали частники, для которых одна фура являлась фактически единственным источником дохода, то в 2017 году их доля снизилась до 60%.

Бизнес заслужил льготы

Введение "Платона" вызвало масштабные акции протеста и митинги по всей стране. В 2017 году несколько грузовиков буквально протаранили шлагбаум на пункте пропуска на Западном скоростном диаметре в Петербурге. На протестной волне сформировались объединения участников отрасли, которые стали представлять интересы бизнеса и хоть как–то влиять на работу системы "Платон".
Бизнес возмущал факт появления "двойного" налогообложения: ведь "Платон" приходилось платить наряду с транспортным налогом. Общими усилиями и протестами удалось несколько раз снижать ставку сбора.
Во многом именно благодаря митингам тариф за проезд удалось снизить с изначальных 3,72 до 1,5 рубля за 1 км пути, в начале 2017 года удалось сдержать рост тарифа в пределах 1,9 рубля за 1 км. В июне этого года ожидается новое совещание относительно индексации тарифа "Платон".
Также благодаря усилиям бизнеса удалось "продавить" установление льготного периода, когда плательщики сбора "Платон" освобождались от транспортного налога в течение 3 лет, до конца 2018 года.
1 января 2019 года льготный период закончился. Но так как транспортный налог исчисляется осенью, у перевозчиков еще есть надежда повлиять на решение правительства. "Мы летом вновь будем поднимать вопрос о зачете платежей "Платона" в счет транспортного налога", — рассказал "ДП" президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин.
Бизнес возмущал также тот факт, что оператором по сбору "Платона", который, по сути, должен идти в государственный бюджет, стала частная компания. В 2014 году между Росавтодором и компанией–оператором ООО "РТ–Инвест Транспортные системы" было заключено концессионное соглашение на 13 лет, дающее право РТИТС быть администратором взимания платы. Среди собственников фигурируют частные лица, в том числе Игорь Ротенберг (23,5%). По разным данным, за свои услуги оператор получает около 10 млрд рублей в год.
По сведениям РТИТС, в системе "Платон" зарегистрировано свыше 1,15 млн большегрузов, 90% транспортных средств имеют бортовые устройства. В дорожный фонд России за время работы системы собрано 71,3 млрд рублей.
В 2018 году за средства "Платона" построено и восстановлено пять мостов: через Волгу в Дубне, через Терек в Чечне, через реку Сосну в Орловской области, а также Белореченский мост в Краснодарском крае и мост через реку Чепцу в Глазове. В 2019 году планируется открытие двух мостов в Орловской области и Фрунзенский мост в Самаре. Всего же за счет средств "Платона" отремонтировано 2 тыс. км дорог и более 30 мостов.

В тюрьму за неуплату

Новый законопроект предлагает не менять сложившийся порядок, оставив действующего оператора "РТ–Инвест Транспортные системы" до конца концессионного периода.
Деньги с грузоперевозчиков будут поступать на специальный счет компании–оператора, после чего они будут перечисляться в бюджет. Федеральной налоговой службе, по задумке законотворцев, оставят обязанность по взысканию задолженности с компаний–неплательщиков.
Появление этого сбора в Налоговом кодексе неоднозначно оценивается экспертами и бизнес–сообществом. Но главная опасность — сильно возрастающая ответственность за неплатежи, вплоть до уголовной. В случае неуплаты сбора будут взиматься штрафы: с 1 января 2020 года по 31 декабря 2029 года включительно в размере 10% от неуплаченной суммы.
А вот невыполнение налоговых обязательств, согласно уголовному законодательству страны, может караться реальным сроком. В связи с этим президент Российского союза промышленников и предпринимателейАлександр Шохин предлагает ввести минимум на 10 лет переходный период, избавляющий от уголовной ответственности после включения в Налоговый кодекс этих платежей.
Принимая подобные решения, правительство пытается загнать перевозчиков, которые сопротивляются системе «Платон», в угол. По нашим данным, до 30% всех перевозчиков России не зарегистрированы в системе и не собираются этого делать. А половина от уже зарегистрированных в «Платоне» просто не платят этот сбор. Вероятнее всего, мы обратимся в Конституционный суд России с вопросом, на каком основании в налоговое законодательство страны включается неналоговый сбор. Будет интересно послушать объяснения другой стороны. Я планирую подать иск к «РТ–Инвест Транспортные системы». Каким образом у них оказались мои персональные данные? Ведь я не заключал с компанией договора, не давал своего согласия на обработку моих персональных данных. Однако штрафы продолжают приходить.
Сергей Владимиров
председатель Объединения перевозчиков России
Мы положительно оцениваем данную инициативу. Во–первых, наконец–то будет покончено со спекуляциями на тему того, куда уходят деньги, поступающие в систему «Платон», в чей карман и каким именно людям. Потому что отныне средства официально будут поступать в налоговые органы. Во–вторых, наступит очень неприятный момент для тех участников рынка, которые осознанно не платят сбор и тем самым создают недобросовестную конкуренцию. С закреплением сбора «Платон» в налоговом законодательстве как обязательного за его собираемостью будут следить уже сами налоговые органы. А мы все знаем, что сегодня, если кто–то не заплатил хоть копейку налога, Федеральная налоговая служба может заблокировать расчетные счета и приостановить деятельность компании.
Владимир Матягин
президент ассоциации «Центр объединения перевозчиков «Грузавтотранс»