Замкнутый круг. Бизнес и власть о развитии городских пешеходных пространств

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Чиновники и представители бизнеса на круглом столе в "ДП" обсудили концепцию и планы развития городских пешеходных пространств. Власть — по крайней мере на словах — ждет предложений не только от бизнеса, но и от активных горожан.

Владимир Демин, начальник управления градостроительной политики комитета по градостроительству и архитектуре:

Последние 9 лет я много занимаюсь вопросами развития прилегающих к городу территорий, которые входят в петербургскую агломерацию. Мне хорошо знакомы проблемы, с которыми сталкиваются два соседних региона при формировании комфортной городской среды и создании новых общественных пространств.
Сама тема общественных пространств очень дискуссионная, специалисты вносят в это понятие разные смыслы, каждый говорит о том, что знает и чему его учили.
В чем смысл градостроительства? В том, что это многоуровневая деятельность. Если мы посмотрим на город из космоса, то нашему глазу он будет виден как пятно. По мере приближения мы, например, будем обнаруживать, что Петербург окружен лесами. Рассматривая город таким образом, мы воспринимаем его как единое публичное или общественное пространство с системой лесов и зеленых зон, обеспечивающих экологический баланс и комфортную рекреацию. Так вот, на уровне территориального планирования двух субъектов Российской Федерации мы должны создать единый зеленый пояс, включающий леса как города, так и области.
Если мы посмотрим на наш город в большем приближении, то увидим, что он состоит из крупных элементов территории, представляющих собой конгломерат участков, кварталов, зеленых массивов, нежилых территорий, разделенных естественными барьерами и многочисленными результатами антропологического воздействия: водными артериями, системой скоростных автомобильных и железных дорог, коридорами инженерных коммуникаций.
Безусловно, эти барьеры усложняют задачу создания единой системы зеленых и пешеходных пространств. Но эту сложную задачу мы должны решить в рамках подготовки нового Генерального плана.
На следующем уровне мы смотрим на проекты планировки территории города, где должно быть обеспечено формирование комфортных условий в границах жилых районов, микрорайонов, кварталов, жилых групп.
Эти планировочные элементы должны быть насыщены всеми объектами социальной и рекреационной инфраструктуры — все это предусмотрено в действующих нормативах. Жители каждого квартала должны иметь возможность выйти в свой собственный сквер или парк, чтобы не ехать, например, в Курортный район или Петергоф.
Сегодня мы считаем разумным предложить следующую норму — если инвестор осуществляет застройку нового квартала, то каждый его житель должен быть обеспечен не менее чем 6 м2 зелени.

"ДП":

Когда мы говорим про общественные пространства, мы говорим про всем известные места — Большую Морскую ул. перед аркой Главного штаба, обсуждаемую пешеходную зону на набережной Карповки у Первого Меда. А от вас сейчас слышим про дворы, фасады, тротуары — то есть они тоже относятся к общественным пространствам?

Елена Кириченко, и.о. заместителя председателя комитета по градостроительству и архитектуре:

Большая Морская — сформированный пешеходный участок улицы, и, говоря о необходимости комплексного подхода, мы имеем в виду комплекс мероприятий в отношении различных категорий объектов. Набережная Карповки — объект, который планируется к благоустройству в 2019 году, одновременно прорабатывается вопрос ремонта фасадов на данном участке набережной.

Василина Щеткина, архитектор архитектурного отдела ООО «ИТР»:

Где можно ознакомиться с документами концепции?

Елена Кириченко:

Материалы концепции размещены на сайте КГА, сами объекты концепции были размещены на Градостроительном портале — это сервис, который ведет комитет по градостроительству и архитектуре, — и могут быть рассмотрены в комитете по градостроительству и архитектуре при личном посещении.

Василина Щеткина:

Правила благоустройства должны напрямую иметь отношение к Концепции пешеходных пространств и непрерывных пешеходных маршрутов, разработанной КГА. То есть это должен быть документ, который концептуально трактует типологию общественных пространств: улицы, бульвары, площади, скверы, торговые кварталы. Эти правила должны выступать техническим заданием для разработчиков, но, к сожалению, в этих правилах, кроме размеров шрифтов вывесок, цвета ограды и размеров приямков, я не нашла большого количества описания элементов благоустройства, которое могло бы служить заданием при формировании пространств. В этом документе мы не говорим о типологии, чем сквер отличается от бульвара, чем двор с размещением автостоянки отличается от двора с размещением детской площадки. У нас есть такие документы?

Елена Кириченко:

Вы говорите о требованиях к проектированию отдельных объектов? Объекты благоустройства — это территории, а элементы благоустройства — это то, что на них размещается. Правила благоустройства коррелируются с законодательством в сфере градостроительства. Благоустройство является частью градостроительной деятельности. Именно этот момент удалось увязать при создании системы правовых актов.

Юрий Карпенко, заместитель директора ООО «Сарос»:

Очень важен вопрос информированности деловых кругов о планах КГА! Мы слышали из СМИ о регламенте внешнего вида элементов благоустройства (это урны, скамейки, светильники) для Санкт–Петербурга. Пытался найти в интернете информацию и не нашел. Она закрыта?

Елена Кириченко:

Эстетические регламенты как раз содержат разделы, связанные с типовыми внешними видами элементов благоустройства. При включении типовых внешних видов элементов нужно предусматривать порядок их применения. У вас есть право использовать типовой внешний вид либо разрабатывать индивидуальный проект. В дальнейшем предполагается дополнение типовых элементов, и это долгая работа в связи с необходимостью внесения изменений в нормативный правовой акт и его утверждения в установленном порядке.

Артем Гудченко, президент группы компаний RENTA:

Мы занимаемся коммерческой недвижимостью и представляем интересы как собственников помещений, в том числе встроенных, так и арендаторов. Общественные пространства и пешеходные зоны содержат такой важный элемент, как коммерческая инфраструктура, — это и торговая функция, и развлекательная, и функция общественного питания. Развитие общественных пространств напрямую влияет на собственников тех коммерческих помещений, которые попадают в периметр этих территорий. Вы предполагаете возможность для представителей бизнеса участвовать в формировании концепции? В этом ключе и второй вопрос: кроме архитектурных и транспортных ограничений какие требования вы закладываете применительно к инфраструктуре в составе концепции?

Елена Кириченко:

Концепция пешеходных пространств определяет перечень объектов, она содержит в своем графическом исполнении маршруты, которые сформированы с учетом размещения объектов притяжения различных категорий: это объекты культурного наследия, музеи и торговые центры — перечень таких объектов сформирован и доступен. Так как концепция разработана в рамках приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", одним из положений которого является общественное обсуждение по реализуемым объектам, все предложения можно давать в рамках общественных обсуждений. В любом случае объекты концепции имеют территориальную принадлежность. Что касается участия собственников в благоустройстве, это в первую очередь правовой вопрос: если это территория жилого дома, сформированный земельный участок, который находится в общедолевой собственности, распоряжаться им можно по решению общего собрания собственников. Если речь об участии собственников в благоустройстве прилегающей территории, у нее тоже есть балансодержатель — это либо муниципальное образование, либо администрация района. Решение вопроса участия напрямую связано с решением имущественного вопроса с собственником участка.

Артем Гудченко:

Традиционно организация общественных пространств и пешеходных зон стимулирует как активность жителей в этих локациях, так и их притягательность для туристов. Помимо эстетической функции и создания комфортных условий для жителей преследует ли город цель увеличения налоговых сборов и создания рабочих мест за счет более интенсивной торговли и развития предприятий сервиса?

Елена Кириченко:

У вас есть предложения или вы хотите, чтобы город указал вам на возможные локации?

Артем Гудченко:

Если мы будем понимать планы по развитию пешеходных зон и возможности для размещения коммерческой инфраструктуры, то сможем там скоординировать бизнес: посадить качественных арендаторов и создать однородное окружение, чтобы общественное пространство стало действительно приятным местом для отдыха горожан и гостей Санкт–Петербурга, а также серьезным источником налогообложения города. Для примера: пешеходный квартал в центре Милана, где размещены бутики всемирно известных брендов, собирает налогов в местный бюджет столько же, сколько весь остальной город, вместе взятый, это очень серьезный источник.

Елена Кириченко:

Это инвестиционные проекты, ГЧП, такие проекты реализуются в городе, отвечает за это комитет по инвестициям. Комитет по градостроительству и архитектуре отвечает за формирование архитектурного облика, за разработку Генплана, градостроительное зонирование. Размещение НТО осуществляется в соответствии со схемой, формируемой комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт–Петербурга.

Василина Щеткина:

Участие бизнеса в процессе проектирования пространств возможно именно на стадии подготовки документа нового масштаба — как промежуточный этап между городским видением размещения зон и рабочей документацией для подготовки проектно–сметной документации. Дело в том, что именно на этой стадии происходит выявление всех интересантов территории, не только пользователей в виде жителей, но и конкретных резидентов (бизнес, общественные организации), которые могут иметь влияние на развитие территории.

Владимир Демин:

Сейчас разрабатывается Генеральный план на ближайшие полвека, и мы рассчитываем, что в новом документе в том числе будут решены вопросы, о которых вы говорите. Будет применен комплексный подход, взаимоувязаны схемы территориального, транспортного и инфраструктурного развития. Мы готовы рассмотреть все аргументированные предложения и учесть их в работе, особенно если они будут поддержаны жителями города.

Сергей Мителев, директор СПб ГУП «Ленсвет»:

Артем Евгеньевич затронул очень важную тему. Такие центры по привлечению бизнеса нужно создавать в каждом районе, потому что на сегодняшний день при формировании комфортной среды учитывается мнение глав администраций района, они уже делают опросы населения и проводят различные конкурсы.
Если в каждом районе будет создан центр, тогда с учетом мнения этого центра бизнес–сообщества будет приниматься решение по выбору того или иного проекта. Примеры уже есть, это Новая Голландия. Параллельно с развитием острова стало развиваться пространство вокруг, в этом году планируется благоустройство набережной Адмиралтейского канала, дальше — развитие квартала, ограниченного Адмиралтейским каналом, площадью Труда и Галерной улицей. То есть идет расширение благоустроенных зон, как это раньше было в начале 2000–х, когда развивался центр города, выполнялись работы по благоустройству вместе с наружным освещением.
В результате сотрудничества Санкт–Петербурга и ПАО "Газпром" в реконструкции наружного освещения и художественной подсветки в историческом центре города улица Рубинштейна получила новые фонари, и набережная канала Грибоедова стала наполовину пешеходной зоной. Мы видим, что концентрация людей увеличивается, вдоль Гостиного Двора люди стали собираться более активно, это видно по активности в соцсетях.

"ДП":

Когда вы говорите, что начинает развиваться территория вокруг Новой Голландии, вы имеете в виду ГУП "Ленсвет"?

Сергей Мителев:

Я про комплексное развитие территории. Здесь основная проблема — собрать всех в один проект, одно большое дело. Часто бывает: муниципалы вышли, благоустроили, "Ленсвет" пришел чуть позже.
Мы для этих целей создаем некий программный продукт, уже обработали информацию семи административных районов. Мы создаем программу по освещению до 2030 года по направлениям: внутри квартала, улицы, детские площадки, сады, парки. Закончим программу к началу лета, обязательно опубликуем. В ней будут отображены наши планы по развитию наружного освещения, что будет удобно и для наших коллег–администраций, муниципалов, садово–парковых хозяйств.
На сегодняшний момент горизонт планирования — 2–3 года, учитывая, что проекты по наружному освещению долгосрочные, занимают до 2 лет и требуют много затрат и согласований. Хотя, на мой взгляд, некоторые проекты по благоустройству могут выполняться за полгода.
Мы бы хотели, чтобы в работе над комплексным развитием территории сети наружного освещения рассматривались как приоритетные среди сетей линейных объектов, а остальные организации опирались на наши проекты и адреса.
Комплексное развитие территории — это развитие инженерных сетей, включая наружное освещение, дорог, мощение тротуаров, реконструкция фасадов зданий, установка малых архитектурных форм.

Юрий Карпенко:

Перед нашей встречей я спросил сотрудников нашей компании о том, какие они знают пешеходные зоны в Петербурге. Были названы Малая Садовая, Малая Конюшенная, Большая Морская! Что очень важно: все наши сотрудники живут в городских спальных районах, и они не смогли назвать ни одной пешеходной зоны рядом с домом.
На что еще хотелось обратить внимание: пешеходная зона — это не просто зона, где запретили ездить и парковаться автомобилям. Если говорить о Большой Морской — да, ее объявили пешеходной, но там ничего не изменилось, просто нельзя проехать и нельзя парковаться.
На мой взгляд, общественное пространство должно быть наполнено содержанием. Пешеходные зоны предназначены для отдыха жителей, им должна быть предоставлена возможность проводить свободное время интересно.
Если говорить о планах нашего города — две пешеходные зоны за год реализовать в таком городе, как Петербург, — это очень мало. И вопрос информации — хотелось бы, чтобы было как можно больше информации о таких планах. Сергей Викторович говорил, что Василеостровским районом был проведен конкурс по наружному освещению набережной, я постоянно читаю "Деловой Петербург", смотрю Ленинградское телевидение — нигде никакой информации об этом не слышал. Узнаю об этих планах только вот на таких встречах. Должно быть больше информации для населения о проектах — кто делает и проектирует. Согласен с Сергеем Викторовичем, что нужно выходить из центра и идти в спальные районы, там живет намного больше людей, чем в центре, а это наши жители, мне кажется, они заслуживают больше мест для отдыха, а не только туристы.

"ДП":

Может ли бизнес, граждане предлагать свои идеи для концепции общественных зон?

Владимир Демин:

Не может, а должен. Это задача каждого гражданина, неравнодушного к развитию своего города.

"ДП":

В какой форме?

Владимир Демин:

В форме аргументированно составленных предложений, оформленных в заявки, поданные в наш комитет. Они обязательно будут рассмотрены и квалифицированно проанализированы специалистами. К сожалению, ресурсы государства, необходимые для реализации всех инициатив, ограничены, и мы были бы рады, если бы возможности и усилия государства сопровождались синергетическими усилиями бизнес–сообщества.

Андрей Сарамуд, генеральный директор АО «Амира»:

Хотелось бы понимать, по какому принципу выбирается освещение. Можно ли предлагать свои передовые идеи освещения в соответствии с городской концепцией? Готовы ли к ним городские комитеты, занимающиеся благоустройством, "Горэлектротранс"?
Освещение в общем городском бюджете — это не самая большая статья расходов, но это лицо города. Например, работа "Ленсвета" с архитектурной подсветкой — просто сказка. На днях общался с корейскими партнерами, так они восторгались нашим историческим центром, поражались, что городские власти сумели сохранить его. Это яркий пример реализации единой концепции. Но сохранение стиля — это не стагнация. Посмотрите на московские программы городского освещения. Там очень быстро решились заменить устаревшие трубчатые опоры на современные архитектурные решения. Новые опоры вписались в уникальный городской стиль и бюджет. Но такая стремительность скорее исключение. В других городах, даже в Петербурге, для нас, производителей систем освещения, остается неясным механизм донесения до комитетов нового опыта в оформлении тех же рекреационных зон. Демонстрации в шоуруме и испытаний уже недостаточно — приходится устанавливать тестовые конструкции на улицах. Но без согласований это невозможно — замкнутый круг.
Как правило, частные компании больше открыты к новациям. У нас есть успешный опыт установки опор контактной сети нового типа на концессионной линии высокоскоростного трамвая. Но "Горэлектротранс" не может принять такое решение в одиночку. Нужен прозрачный механизм, который бы облегчил городским комитетам изучение передового опыта и позволил бы варьировать решения.

Владимир Демин:

Вопросы освещения напрямую не относятся к ведению КГА, но мы также рассматриваем инженерные схемы, архитектурную подсветку и освещение в составе проектов благоустройства территории. Комитет всегда открыт для консультаций в пределах своих компетенций.