Neste тестирует новый формат торговли на АЗС — фудтрак. Реализация сопутствующих товаров становится все более важной статьей доходов для продавцов бензина.
Согласно информации на сайте компании, с прошлой осени фургон с едой успел постоять по трем адресам: на ул. Савушкина, Малом пр. В.О. и Пулковском шоссе. В ООО "Несте Санкт–Петербург" пояснили "ДП", что фудтрак "Больше радости" устанавливают на АЗС, которые находятся на ремонте, а также на автоматических заправках. О результатах его работы пока не говорят.
По данным компании EdaNaKolesah, которая и поставила фургон, его стоимость варьируется от 990 тыс. до 2 млн рублей в базовой комплектации. Дополнительные услуги (установка оборудования, водоподготовка и т. д.) могут обойтись еще в несколько десятков тысяч рублей. Добавим: сейчас сеть Neste насчитывает 62 АЗС в Петербурге и Ленинградской области, 15 из которых автоматические. При этом на 41 заправке для водителей доступны кафе или магазин, ассортимент которого составляют кофе, автотовары, бакалея, выпечка, молочные продукты и др. В компании отказались раскрыть сумму выручки от реализации нетопливных товаров, но отметили, что спрос, например, на кофе стабильно высокий.
Между тем с необычным для АЗС форматом экспериментирует еще одна компания — "Татнефть". Она планирует установить фудтрак на заправке на Киевском шоссе. В компании отмечают, что фургон позволяет организовать полноценную торговую точку (без реализации алкогольной и табачной продукции) на АЗС без магазина, а также может стать рабочим местом для кассира–операциониста, пока здание операторной по каким–либо причинам не функционирует. Кроме того, "Татнефть" использует фудтрак как самостоятельную торговую точку. Один такой фургон закупили перед ЧМ по футболу — 2018 — он обслуживал болельщиков, а затем работал на массовых мероприятиях в Альметьевске.
"Пока для нас это эксперимент. Пробуем себя в организации общественного питания вне АЗС. Хотим посмотреть спрос и отработать бизнес–процессы", — уточнили в компании.
Однако эксперты считают, что, несмотря на мобильность и очевидные плюсы формата, фудтрак не очень перспективное и достаточно затратное решение для АЗС. "Гораздо проще при проектировании АЗС предусматривать необходимые помещения для торговли и общественного питания", — отмечает председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
Вместе с тем выручка нефтяников от реализации сопутствующих товаров и услуг на АЗС только растет. Так, в 2018 году "Газпромнефть" увеличила выручку на 9,8%, до 17 млрд рублей. В Петербурге и Ленобласти показатель составил 1,99 млрд рублей, что на 8,35% больше год к году. "Сегодня более 80% расходов на содержание автозаправочных станций "Газпромнефть" покрывается за счет сопутствующего бизнеса", — отмечает директор по региональным продажам компании Александр Крылов.
В свою очередь, компания "Роснефть" отчиталась о росте выручки от реализации сопутствующих товаров на 6%, а выручка от работы кафе увеличилась на 14%. "Татнефть" нарастила эту выручку не менее чем на 20%. В ПТК также отмечают перспективность создания кафе и магазинов при заправках. "В среднем у АЗС объем выручки от реализации продуктов через магазины и кафе — примерно 10–20% от объема всей выручки, включая услуги по заправке автомобилей", — отмечает первый заместитель гендиректора ООО "ПТК" Леонид Чурилов.
"В Америке и Европе считается, что одна чашка кофе, продаваемая на АЗС, равна продаже 5 л топлива", — замечает Андрей Карпов. Он считает, что кроме продуктов на АЗС будут развиваться техобслуживание и ремонт автомобилей, а также рестораны, кафе и аптеки.
По данным NPD Group, продажи на АЗС в крупных городах России выросли на 14% в 2018 году.