Доходы Первой мебельной фабрики, принадлежащей миллиардеру Александру Шестакову, по итогам 2018 года выросли на треть за счет поставок в "Невскую ратушу".
Объем продаж ЗАО "Первая мебельная фабрика" увеличился в 2018 году по сравнению с 2017 годом до 1,8 млрд рублей. Как указано в официальном сообщении, рост составил 38%. "Динамика была, в частности, за счет завершения в прошлом году крупных поставок мебели в рамках государственных и коммерческих контрактов для Банка России, Суворовского училища, делового центра "Невская ратуша", сети отелей Park Inn. В течение года предприятие поставило более 3,5 тыс. единиц мебели для посольств и дипломатических представительств разных стран мира, в том числе несколько десятков проектов меблировки были реализованы под ключ", — рассказал "ДП" Александр Шестаков. По его словам, только заказ для "Невской ратуши" составил более 10 тыс. предметов на сумму 500 млн рублей.
Продажи кухонной мебели (основная специализация компании) выросли на 56% и составили 680 млн рублей (438 млн рублей в 2017 году).
В планах компании на 2019 год — продолжение активного роста продаж и увеличение выручки до 2,5 млрд рублей.
По словам владельца Первой мебельной фабрики, важным фактором, оказавшим значительное влияние на деятельность компании в прошлом году, стал установленный с 1 декабря 2017 года правительством РФ двухгодичный мораторий на госзакупки мебели иностранного производства для нужд государственных учреждений. "Мы выступили с инициативой распространить действие данного закона и на 223–ФЗ, который запретит российским госкомпаниям закупать зарубежную мебель, — это значительно расширит рынок для российских мебельщиков", — говорит он.
По мнению Михаила Турецкого, генерального директора компании ProExpert, рост доходов был зафиксирован лишь у Первой мебельной фабрики, что не дает представления общей картины. "На текущий момент на рынке СЗФО Первую мебельную можно назвать монополистом, учитывая масштабы компании и развитость производственных линий", — считает Михаил Турецкий.
В отличие от бизнеса Первой мебельной фабрики, российский мебельный рынок за прошлый год, по данным РБК, вырос всего на 2%, причем основной прогресс пришелся именно на СЗФО, где львиная доля роста случилась благодаря сегменту апартаментов.
"Впервые после кризиса 2014 года продажи российской мебели выросли. Можно говорить о том, что наша отрасль преодолела негативные последствия кризиса, покупательная способность постепенно восстанавливается", — рассказывает управляющий дилерской сетью "Шатура Санкт–Петербург" Павел Фальковский. Для продолжения роста, по его мнению, нужно обязать все госкомпании закупать отечественную мебель.
"Деньги налогоплательщиков не должны уходить из страны. Тем более наша продукция по многим параметрам превосходит импортные аналоги", — поясняет эксперт.
Отчасти повлияла и экономическая ситуация — падение рубля положительно сказалось на отечественных производителях, у которых появилась возможность поставлять офисную мебель по конкурентной цене.
"Однако серьезной проблемой отечественного рынка остается то, что он на десятилетие отстает от рынка европейского. В отечественных компаниях плохо ведется работа по развитию бизнеса. У нас слабая практика работы подразделений, занимающихся комплексной разработкой решений. Речь об эргономичности мебели и организации офисных пространств в целом, о безопасности жизнедеятельности и офисных решениях с точки зрения акустики, света, климата, умных систем", — говорит Михаил Турецкий.
А вот полагаться на рост спроса со стороны населения мебельщикам не стоит: по оценкам экспертов, в структуре потребительских расходов доля мебели составляет не более 1%.