Стереотипы поведения и клише восприятия. Гендерные различия в руководстве музеями

Автор фото: Михаил Тихонов

Московскими музеями, как городскими, так и пригородными, успешно руководят женщины. В Петербурге городские музеи возглавляют мужчины, а пригородные — женщины.

Нет в ли этом разницы между московским и петербургским стилями управления? И есть ли вообще особенность женского стиля управления музеями?
Вера Дементьева, директор государственного музея–заповедника "Павловск", в ответ на вопрос корреспондента "ДП" предложила сыграть в игру. Вы не знаете, кто руководит музеями–заповедниками Гатчины, Павловска, Петергофа и Царского Села. Вы впервые побывали в этих музеях. Можете сказать, в каком из них директор — мужчина, а в каком — женщина?
"Если нет, выиграла я. Потому что я не вижу в результатах работы ровным счетом ничего, связанного с полом руководителя. Если вы считаете по–другому и готовы подтвердить свое мнение доказательствами, но только на примерах своих экскурсий по четырем заповедникам, тогда мы продолжим игру (в другом номере газеты)", — хитро улыбается Вера Анатольевна.
Многие знания умножают печали, но если перед профессиональным журналистом поставят задачу отыскать различия в стилях руководства, то перед посещением музеев он/она обязательно посмотрит в интернете, кто же руководитель. Дальше, вероятно, сработают стереотипы поведения и стереотипы восприятия. И результат будет зависеть не только от наблюдательности, но и от того, кому поручено найти отличия: мужчине или женщине.
Однако Вера Дементьева считает вопрос изначально спорным.
"Музеев–заповедников у нас четыре, но во главе только трех женщины. Гатчиной–то командует мужчина, да еще какой! Спросите женщин: Василий Панкратов пользуется большой симпатией нашего пола. И надо ли нам смотреть друг на друга через гендерные границы? Антон Павлович Чехов, тонкий писатель–психолог и врач, предупреждал: "Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского — глупеют".
Правда, если просмотреть публикации о временных выставках в музеях–заповедниках, то чаще всего звучат Петергоф, Царское и Павловск. А если учесть, что фонды Эрмитажа и Русского музея несоизмеримы по художественной ценности с пригородными резиденциями, то выставочная активность женщин–директоров приобретает особую значимость.
Елена Кальницкая, директор ГМЗ "Петергоф", уверена, что особенность женского стиля управления — ни на минуту не забывать, что ты женщина. "Это умение внимательно выслушать и попытаться понять каждого, а к молодым относиться как к собственным детям. Не хочу делать в этом направлении никаких выводов, но расскажу занятную историю. Являюсь председателем ГЭК в Санкт–Петербургском архитектурно–строительном университете. Специальность "архитектор–реставратор" неизменно считалась мужской профессией, но в последние годы на каждые 10 выпускников один, в лучшем случае — два молодых человека, остальные девушки. Вот я и спросила одно юное хрупкое создание: почему так? "Слишком сложная профессия", — последовал ответ… Не в этом ли кроется причина многих проблем?"
Ольга Таратынова, директор музея–заповедника "Царское Село", особо подчеркнула, что сейчас женщины — очень харизматичные и активные — возглавляют многие провинциальные музеи (не только московские и петербургские).
"На мой взгляд, женщины работают более четко, ответственно. Они не боятся кардинальных перемен и острых решений. Они более, чем мужчины, внимательны к деталям. В то же время в работе, определяя стратегический курс своего музея, они нередко руководствуются собственными пристрастиями и увлечениями. Например, то обстоятельство, что сфера реставрации к моменту моего прихода в музей не была мне чужой, повлияло на то, что мы сейчас активно реставрируем то, что было разрушено войной. Мысли о том, что мода — составная часть культуры, привели к рождению арт–проекта "Ассоциации" — театрализованного дефиле в царскосельских парках. Теперь это мероприятие — главное имиджевое событие нашего музея".
И, хотя оговорка, что гендерная политика тут ни при чем, звучала в высказываниях каждого директора–женщины, понятно, что мы, мужчины, где–то явно недорабатываем. По крайней мере, до идеала явно не дотягиваем.