Маргарита Фещенко Все статьи автора
8 марта 2019, 09:18 41845

Дизайн унисекс. Ремесло дизайнеров одежды уже давно стало "бесполым"

Фото: Сергей Ермохин

Кто лучше знает, чего все–таки хочет женщина? Модельер? Но ремесло дизайнеров одежды уже давно стало "бесполым".

Девичьи образы в равной степени подвластны и мужчине в ворохе эскизов, и женщине с образцами ткани в руках. Неужели споры о гендерном превосходстве в модном бизнесе остались в прошлом?

По своим мотивам. Петербургские дизайнеры "подсиживают" бизнес–тренеров

По своим мотивам. Петербургские дизайнеры "подсиживают" бизнес–тренеров

1002
Маргарита Фещенко

С началом весны позволим себе немного лирики в обход аналитики. Опираясь не на проценты, но на общие настроения модной индустрии, можно смело заявить: коллекций от мужчин–дизайнеров на мировых подиумах куда больше, чем женских fashion–заявлений. Никакого сексизма: дело не в предрассудках, а в разнице восприятия.

"Дизайнер–мужчина может посмотреть на девушку как на арт–объект: попробовать создать нечто новое, пофантазировать. Женщине–дизайнеру сложнее абстрагироваться. В процессе создания женской одежды она пропускает ее не только через свой вкус, но еще и через призму собственных предпочтений. Мужчина в этом случае способен отнестись к моде как к искусству, не приспосабливая ее себе. У него есть бонус — отстраненность", — делится мнением Юрий Питенин, дизайнер петербургской марки Saint–Tokyo.

Со своей стороны, девушки–дизайнеры наравне с эстетикой напоминают о другом важном элементе любого женского гардероба — удобстве и "базовости", ежедневности. "Высокая, а иногда и уличная мода традиционно, хотя не без исключений, считается "мужской территорией". Но если говорить о создании дизайнерских, но при этом максимально комфортных вещей, то силы перераспределяются. Все просто: девушки понимают девушек. Это хорошо заметно в тех случаях, когда речь заходит о женских особенностях — например, о моде для девушек "размера плюс", — объясняет Лидия Ковшова, создатель компании ODEVAI, которая наравне с регулярной линейкой одежды развивает направление лаконичного plus–size. Кажется, так можно выработать четкую схему потребительского поведения: за искусством — к мужчинам, за удобством — к женщинам. На деле рамки размыты, и точное деление на модные полюса вряд ли возможно: с обеих сторон найдутся свои талантливые мастера, которые "испортят" всю гендерную статистику.

Пол или вкус?

"Кто все же лучше понимает, какая одежда нравится девушкам: мужчина или женщина? На самом деле все зависит от того, хороший художественный вкус у конкретного человека или нет", — уверена Светлана Кашина, основательница петербургской марки аксессуаров MANITOU. Мнение–примирение сторон в принципе популярно среди дизайнеров, хотя сегодня гендерная принадлежность становится второстепенной не только для тех, кто одевает, но и для тех, кто сам одевается.

"Для уличной одежды в принципе не слишком актуальна тема мужских и женских моделей, это реалии последних мировых тенденций — мода стала агендерной. Вот и мы не делим вещи по признаку пола: единственная модель с ярко выраженным гендером за все время существование бренда — платье", — делится опытом Артем Алексеев, основатель "Т. О. Доброта", и добавляет, что, на его взгляд, принципиальные различия между мужчиной и женщиной дизайнерами найти сложно. "Люди бывают профессионалами или нет, успешными или нет — все это никак не зависит от пола. Именно об этом праздник 8 Марта", — считает создатель бренда.

Есть и другая точка зрения на всеобщее дизайнерское уравнение — прагматичная. "В России дизайн — это абстрактная история, им называют буквально все. Но если обратиться к тем странам, дизайнерские традиции которых мы любим, выяснится интересная подробность. Например, в европейском барбершопе (мужской салон) женщин не будет — это место, где мужчины играют в приставки и разговаривают о девушках, машинах, деньгах. В России же абсолютно нормальным считается то, что здесь вас стрижет женщина. Такая же история со всем российским дизайном, в том числе и с одеждой: кто умеет, тот и шьет. Все перемешано, и правил нет", — делится мнением Евгений Прост, художественный руководитель петербургской марки аксессуаров Walleysmark.

Ты просто космос. Небесные тела вдохновляют петербургских дизайнеров

Ты просто космос. Небесные тела вдохновляют петербургских дизайнеров

457
Маргарита Фещенко

По словам Евгения Проста, рассудить, кто лучше понимает женскую моду, сложно. Объективную оценку можно дать, только если дизайнеры коллективно и дружно раскроют свои тайны — не профессиональные, а коммерческие. "Дизайн — это процесс, итог которого — некий продукт. И только его успех можно анализировать. Мериться не принято, но если разбить дизайнеров девушек и мужчин по группам и попросить раскрыть счета, наконец–то станет ясно, кто действительно успешен. Сейчас же судить о чьей–либо популярности мы можем только по комментариям и лайкам в соцсетях, но отклик — это еще не продажа. Отсюда и субъективизм", — объясняет художественный руководитель Walleysmark.

Бизнес на красоте

В целом подходить к дизайну как к предприятию — рациональная тенденция, которая пускай и не упраздняет, но "отрезвляет" стереотипные для модной среды беседы о вдохновении и озарении. В бизнесе, по мнению экспертов от мира моды, нет отдельных женщин и мужчин — есть команда.

"По большому счету дизайнера бренда как вида сейчас нет, потому что все компании работают в бешеном ритме. Нужно сделать две сезонные коллекции, Pre–Fall, круиз, от–кутюр, мужские вещи, коллаборации… Это тысячи моделей, поэтому во главе брендов сейчас арт–директора, которые аккумулируют работу десятков дизайнеров и маркетологов в целый продукт. Это коллективная работа целой модной армии", — объясняет петербургский дизайнер Кристина Урусова.

Ни мужчинам, ни девушкам–дизайнерам даже не приходится понимать загадочную женскую душу. Порядок действий, по сути, обратный: аудитории хочется того, что появляется на подиумах. "Стилисты и дизайнеры создают тенденции, а уже за ними движутся вкусы людей. И все же у современной моды есть приятная особенность: сейчас нет глобальных узконаправленных трендов", — говорит дизайнер Saint–Tokyo Юрий Питенин и добавляет, что сейчас существует огромное количество вариаций вещей и тенденций. А значит, у девушки всегда есть возможность отдать предпочтение тому модному дому, который ближе ей по эмоциям, а не только по громкому имени и уж тем более гендерному составу.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама