Промышленное предместье. У Колпино есть шанс стать развитым центром производства

Автор фото: Архив "ДП"
Автор фото: Архив "ДП"
Репутация Колпино среди жителей центральных районов Петербурга — не самая приятная. Район называют рабочим, выселками, а то и вовсе наркоманским. Возможно, в 1990–е годы так и было. Но центр города построен на берегу Ижоры, и выглядит он очень прилично. А вокруг есть вся инфраструктура для промышленного рывка.
"Город очень зеленый, особенно в сравнении с районами в центре, где сейчас идет вырубка деревьев вдоль набережных. По озеленению он вполне может поспорить с Пушкином. А недавно реконструированный Никольский сквер получил первое место среди парков и скверов Петербурга. В городе отсутствует высотная застройка выше 12–14 этажей. Немало домов сохранилось с довоенных лет, и их фасады приведены в порядок", — рассказывает общественный активист Олег Шляхтин.

Без пробок на въезде

В отличие от других крупных пригородов на юге Петербурга, Колпино изначально создавалось как рабочий центр. Это и сегодня развитый промышленный район, где сосредоточено свыше 30 крупных промышленных, транспортных и строительных предприятий. Объем произведенной продукции на обрабатывающих предприятиях в 2018 году составил 150,4 млрд рублей (плюс 14%). Это сильный результат, ставящий промышленный потенциал Колпино на пятое место в городе.
Однако предрассудки о Колпино — его беда. До сих пор сохраняется стереотип о том, что Колпино — это "далеко и пробки". Хотя на самом деле ситуация изменилась после того, как в конце декабря 2018 года дорожники сдали 5–километровый участок Финляндской улицы от Софийской до Советского бульвара. "Логистика стала разнообразнее, пробок в городе нет. В конце года должны открыть платную дорогу Москва — Петербург с развязкой у Колпино, что сделает его еще более привлекательной и удобной локацией", — говорит Антон Бондаренко, коммерческий директор ГК "А Плюс Девелопмент". В 2012 году его компания начала здесь строительство индустриального парка, как раз ориентируясь на планы властей по развитию транспортной инфраструктуры.

Есть все, кроме людей

Другое дело, что современные предприятия — это не только рабочие руки, но и квалифицированные инженеры. А с этим в Колпино проблема. "С точки зрения инфраструктуры в Колпинском районе создано все, — рассказывает генеральный директор АО "Фирма Изотерм" Виктория Нестерова. — Развитие Ижорского завода дало нам и железнодорожные пути, и достаточную электрификацию, здесь просто решить вопрос с газификацией. Но вопрос с инженерами–конструкторами и инженерно–техническими работниками стоит очень серьезно. Если рабочих можно набрать из людей, живущих в Колпинском районе, то привлечь инженеров из города можно только за деньги, которые большинство компаний в районе не готовы платить".
Ехать так далеко жители Петербурга не готовы. Даже открытие станции метро "Южная", обещанное в 2019 году, не гарантирует решения проблемы, учитывая, что сроки появления скоростного трамвая пока неочевидны. По мнению Нестеровой, реально помогла бы программа по переселению в Колпино, но это можно сделать, только создав соответствующее жилье.

Строят мало

А жилья в Колпино строится мало, еще меньше — жилья комфортного. Спроса нет. "У кого есть деньги, те вряд ли будут жить в Колпино, выбирают Пушкин, Павловск. Практически все ориентируется на градообразующее предприятие "Ижорские заводы". Здесь экологическая ситуация все–таки не самая благополучная", — говорит Константин Ильин, гендиректор агентства недвижимости "Домострой".
С экологией ситуация действительно не идеальная. К юго–востоку от Колпино находится печально известный полигон Красный Бор. Да и свои предприятия успевают "подкоптить небо". В 2017 году объем выбросов составил более 7 тыс. тонн, это пятое место в городе. А по выбросам на душу населения Колпинский район — третий (37,6 кг на каждого жителя). К экологии это не относится, но открытие в 2017 году нового следственного изолятора Кресты–2 дополнило депрессивную атмосферу.
Не везет и рынку недвижимости соседнего Металлостроя. Казалось бы, шикарный вид на Неву, 10 минут до станции метро "Рыбацкое". Однако интересных проектов практически нет. "Сейчас здесь депрессивная зона с промышленным окружением и железнодорожным сообщением, — оценивает место Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International в СПб. — Но плюс локации — в близости воды, у территории есть потенциал при условии комплексного освоения и поддержки города".

Неприхотливые, но изолированные

Согласно рейтингу приложения "Бизнес–навигатор", разработанному Корпорацией малого и среднего предпринимательства, Колпинский район не слишком перспективен для нового бизнеса. В рейтинге он занял лишь восьмое место. Самыми востребованными называют спа–салон, магазин цифровой техники и товаров для ремонта в массовом сегменте, а также фитнес–клуб и ресторан в сегменте премиум.
Люди здесь живут не очень богатые. Средняя зарплата — 55 тыс. рублей, на 10 тыс. ниже среднего по Петербургу значения. Хотя есть районы и победнее (Кронштадтский или Петродворцовый), потребительские привычки все равно сильно отличаются.
"Локальный бизнес здесь легко развить. Город небольшой, если твой продукт востребован, то при правильном менеджменте он взорвет рынок, — говорит предприниматель Анар Марданов. — Люди в Колпино не такие прихотливые, не так много спрашивают с нас, предпринимателей, как в городе. У меня есть доставка суши, я работаю в Колпино, Пушкине, Славянке, у нас есть филиал в Кудрово — хоть это и область. Абсолютно другие люди. Наверное, потому что в Петербурге огромный выбор, а у нас здесь народ проще".
По словам Марданова, людям остро не хватает развлекательных заведений, однако вытянуть такой бизнес не просто. В отличие от Петербурга, в Колпино днем тихо, большинство жителей на работе, рестораны пустуют. Выживать удается за счет банкетов.
"Мы, как правило, загружены в выходные. А в будние дни поток начинается после 17:00, потому что все возвращаются с работы, — подтверждает заместитель генерального директора ТРК "ОКА" Елена Ершова. — Парковка на 850 мест у нас, она вечером практически полностью занята. А в праздничные дни, в Новый год — это вообще коллапс".
Колпино — старый промышленный район, там достаточно большие загрязнения почвы, очень плохое состояние рек, они перестали иметь какое–либо рекреационное значение и даже опасны для отдыхающих. Из Колпино постоянно приходит информация, что идут сбросы в канализацию, сбросы в реки. Район экологически неблагополучный.
Юрий Шевчук
председатель Северо–Западной межрегиональной общественной экологической организации «Зеленый Крест»
Плюсом Колпино является богатое индустриальное наследие, инфраструктура и возможность реконструкции существующих объектов. Если для целей логистики Колпино в целом уступает соседним Шушарам, то для производства позиции здесь достаточно сильные. Развитие офисов будет зависеть в первую очередь от крупного промышленного бизнеса, а вот потенциала для формирования локального делового района пока недостаточно. Для компаний, которые готовы размещаться не в центре Петербурга, а на периферии, основными альтернативами будут, скорее, зона аэропорта Пулково и Лахта.
Игорь Кокорев
руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg
Сейчас в производстве на Ижорских заводах — важнейшие агрегаты для индийской АЭС "Куданкулам", бангладешской АЭС "Руппур", турецкой АЭС "Аккую", для отечественных и зарубежных нефте– и газоперерабатывающих станций. В основной своей массе это крупногабаритное оборудование, транспортировка которого имеет столь же важное значение, как его изготовление
Юрий Гордиенков
генеральный директор ПАО «Ижорские заводы»

С мечтой о спортивном мегакластере

Глава администрации Колпинского района Анатолий Повелий ответил на вопросы "ДП" о работе с бизнесом.
— У нас образовалось большое объединение под названием "Совет директоров". Собираемся раз в полгода, обсуждаем с руководителями крупных предприятий стратегические вопросы. Где–то мне нужны их советы, где–то мне нужно их проинформировать о грядущих наших проектах, например в части инфраструктуры, чтобы они могли корректировать свои бизнес–планы.

Какие инвестпроекты вы готовы предложить бизнесу?

— Мы готовы всегда делиться информацией с инвесторами. Но вообще у нас есть мечта. Вдоль Софийской улицы большая территория. Она находится в частных руках, но мы договорились с собственниками, и они готовы отдать эту землю по кадастровой стоимости. Есть наметки большого проекта планировки территорий — порядка 2,5 тыс. га, — на которую хотелось бы со всего Петербурга собрать потенциальных инвесторов в спортивно–развлекательные объекты. Если бы мы сумели объединить в один мегакластер желающих построить лед для фигурного катания и хоккея, аквапарк, круглогодичный горнолыжный курорт, стадион, конную школу — могли бы без бюджетных средств при серьезной административной поддержке реализовать такой проект.

Многие жалуются на загрязнение реки Ижоры.

— Нас всех безумно расстраивает состояние водных ресурсов, которые протекают по ижорской земле. К большому сожалению, мы находимся ниже по течению, чем наши замечательные соседи — Ленинградская область. И являемся заложниками того, как там осуществляется контроль за сбросами в наши общие водные ресурсы. Водоемы в Колпино есть, пользоваться ими нельзя, купаться в них нельзя. Мы выявляем нарушения, делаем вертолетные обзоры, отправляем информацию соседям в Ленобласть. Надеюсь, что общими усилиями нам удастся улучшить ситуацию с загрязнением водных объектов.