Фото: Архив "ДП"

Промышленное предместье. У Колпино есть шанс стать развитым центром производства

Репутация Колпино среди жителей центральных районов Петербурга — не самая приятная. Район называют рабочим, выселками, а то и вовсе наркоманским. Возможно, в 1990–е годы так и было. Но центр города построен на берегу Ижоры, и выглядит он очень прилично. А вокруг есть вся инфраструктура для промышленного рывка.

За Нарвской заставой. Кировский район создавался как витрина социализма, но сегодня выглядит заметно постаревшим

За Нарвской заставой. Кировский район создавался как витрина социализма, но сегодня выглядит заметно постаревшим

1808
Георгий Вермишев

"Город очень зеленый, особенно в сравнении с районами в центре, где сейчас идет вырубка деревьев вдоль набережных. По озеленению он вполне может поспорить с Пушкином. А недавно реконструированный Никольский сквер получил первое место среди парков и скверов Петербурга. В городе отсутствует высотная застройка выше 12–14 этажей. Немало домов сохранилось с довоенных лет, и их фасады приведены в порядок", — рассказывает общественный активист Олег Шляхтин.

Без пробок на въезде

В отличие от других крупных пригородов на юге Петербурга, Колпино изначально создавалось как рабочий центр. Это и сегодня развитый промышленный район, где сосредоточено свыше 30 крупных промышленных, транспортных и строительных предприятий. Объем произведенной продукции на обрабатывающих предприятиях в 2018 году составил 150,4 млрд рублей (плюс 14%). Это сильный результат, ставящий промышленный потенциал Колпино на пятое место в городе.

Однако предрассудки о Колпино — его беда. До сих пор сохраняется стереотип о том, что Колпино — это "далеко и пробки". Хотя на самом деле ситуация изменилась после того, как в конце декабря 2018 года дорожники сдали 5–километровый участок Финляндской улицы от Софийской до Советского бульвара. "Логистика стала разнообразнее, пробок в городе нет. В конце года должны открыть платную дорогу Москва — Петербург с развязкой у Колпино, что сделает его еще более привлекательной и удобной локацией", — говорит Антон Бондаренко, коммерческий директор ГК "А Плюс Девелопмент". В 2012 году его компания начала здесь строительство индустриального парка, как раз ориентируясь на планы властей по развитию транспортной инфраструктуры.

Есть все, кроме людей

Другое дело, что современные предприятия — это не только рабочие руки, но и квалифицированные инженеры. А с этим в Колпино проблема. "С точки зрения инфраструктуры в Колпинском районе создано все, — рассказывает генеральный директор АО "Фирма Изотерм" Виктория Нестерова. — Развитие Ижорского завода дало нам и железнодорожные пути, и достаточную электрификацию, здесь просто решить вопрос с газификацией. Но вопрос с инженерами–конструкторами и инженерно–техническими работниками стоит очень серьезно. Если рабочих можно набрать из людей, живущих в Колпинском районе, то привлечь инженеров из города можно только за деньги, которые большинство компаний в районе не готовы платить".

Стороной пройти. Лоскутное одеяло Выборгского района

Стороной пройти. Лоскутное одеяло Выборгского района

30775
Георгий Вермишев

Ехать так далеко жители Петербурга не готовы. Даже открытие станции метро "Южная", обещанное в 2019 году, не гарантирует решения проблемы, учитывая, что сроки появления скоростного трамвая пока неочевидны. По мнению Нестеровой, реально помогла бы программа по переселению в Колпино, но это можно сделать, только создав соответствующее жилье.

Строят мало

А жилья в Колпино строится мало, еще меньше — жилья комфортного. Спроса нет. "У кого есть деньги, те вряд ли будут жить в Колпино, выбирают Пушкин, Павловск. Практически все ориентируется на градообразующее предприятие "Ижорские заводы". Здесь экологическая ситуация все–таки не самая благополучная", — говорит Константин Ильин, гендиректор агентства недвижимости "Домострой".

С экологией ситуация действительно не идеальная. К юго–востоку от Колпино находится печально известный полигон Красный Бор. Да и свои предприятия успевают "подкоптить небо". В 2017 году объем выбросов составил более 7 тыс. тонн, это пятое место в городе. А по выбросам на душу населения Колпинский район — третий (37,6 кг на каждого жителя). К экологии это не относится, но открытие в 2017 году нового следственного изолятора Кресты–2 дополнило депрессивную атмосферу.

Не везет и рынку недвижимости соседнего Металлостроя. Казалось бы, шикарный вид на Неву, 10 минут до станции метро "Рыбацкое". Однако интересных проектов практически нет. "Сейчас здесь депрессивная зона с промышленным окружением и железнодорожным сообщением, — оценивает место Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International в СПб. — Но плюс локации — в близости воды, у территории есть потенциал при условии комплексного освоения и поддержки города".

Неприхотливые, но изолированные

Согласно рейтингу приложения "Бизнес–навигатор", разработанному Корпорацией малого и среднего предпринимательства, Колпинский район не слишком перспективен для нового бизнеса. В рейтинге он занял лишь восьмое место. Самыми востребованными называют спа–салон, магазин цифровой техники и товаров для ремонта в массовом сегменте, а также фитнес–клуб и ресторан в сегменте премиум.

Люди здесь живут не очень богатые. Средняя зарплата — 55 тыс. рублей, на 10 тыс. ниже среднего по Петербургу значения. Хотя есть районы и победнее (Кронштадтский или Петродворцовый), потребительские привычки все равно сильно отличаются.

"Локальный бизнес здесь легко развить. Город небольшой, если твой продукт востребован, то при правильном менеджменте он взорвет рынок, — говорит предприниматель Анар Марданов. — Люди в Колпино не такие прихотливые, не так много спрашивают с нас, предпринимателей, как в городе. У меня есть доставка суши, я работаю в Колпино, Пушкине, Славянке, у нас есть филиал в Кудрово — хоть это и область. Абсолютно другие люди. Наверное, потому что в Петербурге огромный выбор, а у нас здесь народ проще".

По словам Марданова, людям остро не хватает развлекательных заведений, однако вытянуть такой бизнес не просто. В отличие от Петербурга, в Колпино днем тихо, большинство жителей на работе, рестораны пустуют. Выживать удается за счет банкетов.

"Мы, как правило, загружены в выходные. А в будние дни поток начинается после 17:00, потому что все возвращаются с работы, — подтверждает заместитель генерального директора ТРК "ОКА" Елена Ершова. — Парковка на 850 мест у нас, она вечером практически полностью занята. А в праздничные дни, в Новый год — это вообще коллапс".

Колпино — старый промышленный район, там достаточно большие загрязнения почвы, очень плохое состояние рек, они перестали иметь какое–либо рекреационное значение и даже опасны для отдыхающих. Из Колпино постоянно приходит информация, что идут сбросы в канализацию, сбросы в реки. Район экологически неблагополучный.
Юрий Шевчук
Юрий Шевчук
председатель Северо–Западной межрегиональной общественной экологической организации «Зеленый Крест»
Плюсом Колпино является богатое индустриальное наследие, инфраструктура и возможность реконструкции существующих объектов. Если для целей логистики Колпино в целом уступает соседним Шушарам, то для производства позиции здесь достаточно сильные. Развитие офисов будет зависеть в первую очередь от крупного промышленного бизнеса, а вот потенциала для формирования локального делового района пока недостаточно. Для компаний, которые готовы размещаться не в центре Петербурга, а на периферии, основными альтернативами будут, скорее, зона аэропорта Пулково и Лахта.
Игорь Кокорев
Игорь Кокорев
руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg
Сейчас в производстве на Ижорских заводах — важнейшие агрегаты для индийской АЭС "Куданкулам", бангладешской АЭС "Руппур", турецкой АЭС "Аккую", для отечественных и зарубежных нефте– и газоперерабатывающих станций. В основной своей массе это крупногабаритное оборудование, транспортировка которого имеет столь же важное значение, как его изготовление
Юрий Гордиенков
Юрий Гордиенков
генеральный директор ПАО «Ижорские заводы»

С мечтой о спортивном мегакластере

Глава администрации Колпинского района Анатолий Повелий ответил на вопросы "ДП" о работе с бизнесом.

— У нас образовалось большое объединение под названием "Совет директоров". Собираемся раз в полгода, обсуждаем с руководителями крупных предприятий стратегические вопросы. Где–то мне нужны их советы, где–то мне нужно их проинформировать о грядущих наших проектах, например в части инфраструктуры, чтобы они могли корректировать свои бизнес–планы.

Какие инвестпроекты вы готовы предложить бизнесу?

— Мы готовы всегда делиться информацией с инвесторами. Но вообще у нас есть мечта. Вдоль Софийской улицы большая территория. Она находится в частных руках, но мы договорились с собственниками, и они готовы отдать эту землю по кадастровой стоимости. Есть наметки большого проекта планировки территорий — порядка 2,5 тыс. га, — на которую хотелось бы со всего Петербурга собрать потенциальных инвесторов в спортивно–развлекательные объекты. Если бы мы сумели объединить в один мегакластер желающих построить лед для фигурного катания и хоккея, аквапарк, круглогодичный горнолыжный курорт, стадион, конную школу — могли бы без бюджетных средств при серьезной административной поддержке реализовать такой проект.

Многие жалуются на загрязнение реки Ижоры.

— Нас всех безумно расстраивает состояние водных ресурсов, которые протекают по ижорской земле. К большому сожалению, мы находимся ниже по течению, чем наши замечательные соседи — Ленинградская область. И являемся заложниками того, как там осуществляется контроль за сбросами в наши общие водные ресурсы. Водоемы в Колпино есть, пользоваться ими нельзя, купаться в них нельзя. Мы выявляем нарушения, делаем вертолетные обзоры, отправляем информацию соседям в Ленобласть. Надеюсь, что общими усилиями нам удастся улучшить ситуацию с загрязнением водных объектов.

Георгий Вермишев Все статьи автора
11 марта 2019, 06:14 13795
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама