Как стало известно "ДП", в Петербурге появится первая обширная территория, признанная достопримечательным местом по закону №73–ФЗ "Об объектах культурного наследия".
Решение признать Усть–Ижору "досместом" принято рабочей группой Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга и предварительно поддержано КГИОП, сообщили "ДП" в комитете. Члены группы руководствовались тем обстоятельством, что в поселке сохранилась целостная историческая среда, сказал представитель комитета.
"На рабочую группу совета было вынесено около десятка экспертиз по различным зданиям в Усть–Ижоре, которые сейчас являются выявленными объектами культурного наследия, с разными рекомендациями (в основном — включить в реестр, где–то — исключить). Но Макаров (глава КГИОП Сергей Макаров. — Ред.) предложил не рассматривать сейчас эти экспертизы отдельно, а признать Усть–Ижору достопримечательным местом и все здания — выявленные объекты включить в предметы охраны достопримечательного места", — рассказала "ДП" участвовавшая в заседании рабочей группы член Совета по наследию Юлия Минутина–Лобанова.
По ее словам, членам группы идея "показалась здравой". Теперь предстоит провести единую историко–культурную экспертизу и разработать проект достопримечательного места. По сути, это первый такой пример в городе. "Достопримечательное место как раз в таких случаях и создается — когда есть комплексная застройка, которая должна охраняться как среда, как аура", — пояснила Юлия Минутина–Лобанова.
"Досместо" — разновидность объектов культурного наследия, предусмотренная в 73–м ФЗ, наряду с памятниками и ансамблями. В отличие от них, оно предполагает охрану не только отдельных объектов, но и целой территории. "Центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки, памятные места, культурные и природные ландшафты, места захоронения жертв массовых репрессий, религиозно–исторические места", — перечисляет закон.
В достопримечательном месте под охрану может быть взята особенность местности. В случае Усть–Ижоры таковой, очевидно, является сохранившаяся на главной улице поселка — Шлиссельбургском шоссе — булыжная мостовая.
Вместе с тем, как уже обращал внимание "ДП", в Петербурге объекты культурного наследия, в том числе и достопримечательные места, защищаются хуже, чем рядовая историческая застройка. Поскольку последняя подпадает под действие городского закона "О границах зон охраны" (№ 820–7), в котором установлены единые правила для каждой зоны и в том числе для всех зон — запрет на снос исторических зданий. Тогда как защита объектов культурного наследия определяется федеральным законом, и принцип защиты там другой. В каждом конкретном случае проводится экспертиза, по результатам которой орган власти принимает решение о судьбе объекта. Вплоть до его исключения из списка памятников и сноса. Механизмов контроля за работой эксперта гораздо меньше, чем за изменением охранных зон.
Впрочем, руководитель центра экспертиз "ЭКОМ" Александр Карпов в разговоре с "ДП" напомнил, что ранее достопримечательными местами признавались совсем небольшие участки, среди которых фундаменты Рождественской церкви на Песках и Спаса на Сенной — с очевидной целью застройки этих участков новоделами утраченных храмов. "Досместо" отличается тем, что там можно устанавливать специальные регламенты, реконструировать и возводить новые объекты капитального строительства", — сказал Александр Карпов. В этом их отличие от памятников и ансамблей. "Если памятник ты можешь только приспосабливать под современное использование, то на территории "досместа" ты можешь вести застройку", — сказал эксперт.
Напомним, что ранее градозащитники выступали с инициативой признать весь центр Петербурга достопримечательным местом, что позволило бы определить предметы охраны для каждого исторического дома (такие, как витражи и балясины лестниц). Но, как писал "ДП", пока вместо этого КГИОП готовит изменения в городской закон № 820–7, вводящие классификацию исторических зданий. Эксперты, участвующие в разработке этих поправок, говорят, что рассматривается вопрос о создании списка охраняемых элементов для каждого исторического здания.
Однако первый опыт создания масштабного достопримечательного места открывает перед защитниками памятников — как в КГИОП, так и среди градозащитников — новые перспективы. Наверняка появятся предложения распространить такой статус и на другие территории.